«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
Одни считают достоинством, другие признаком отсталости уживчивость русских, их отвращение к сутяжничеству, к обращению в суд для разбирательства своих конфликтов. Это свойство не прирожденное, оно настойчиво формировалось - и государством, и церковью, и общиной. Этой стороне русского общежития много внимания уделили наши писатели. Гоголь писал, что любой суд должен быть "двойным" - по-человечески надо оправдать правого и осудить виноватого, а по-Божески осудить и правого, и виноватого. За то, что не сумели примириться. Гоголь ссылается и на Пушкина: "Весьма здраво поступила комендантша в повести Пушкина "Капитанская дочка", которая, пославши поручика рассудить городового солдата с бабой, подравшихся в бане за деревянную шайку, снабдила его такой инструкцией: "Разбери, кто прав, кто виноват, да обоих и накажи" (96, с. 123).
Важным учреждением был в России Совестной суд, который просуществовал почти сто лет (1775-1862 гг.). "Подобного ему не знаю в других государствах", - писал Гоголь. В этом суде разбирали дело "не по закону, а по совести", что безусловно было важным элементом всей системы правовых отношений. Гоголь пишет: "По моему мнению, это верх человеколюбия, мудрости и познанья душевного. Все те случаи, где тяжело и жестоко прикосновенье закона; все дела, относящиеся до малолетних, умалишенных; все, что может решить одна только совесть человека и где может быть несправедлив справедливейший закон; все, что должно быть кончено полюбовно и миролюбиво в высоком христианском смысле, без проволочек по высшим инстанциям, - есть уже его предмет" (96, с. 136).
Историки отмечают, что высокая степень юридической оформленности человеческих отношений является специфическим качеством культуры народов Западной Европы. Культ закона возник в Древнем Риме на языческой основе, с ориентацией на "естественные" права человека, не ограниченные христианской моралью. "Юридическими" стали прежде всего отношения римлян с их богами - в отличие от "очеловеченных" греческих богов римские воспринимались как абстрактные сущности, партнеры по договору. Как пишут, римское право было "средством богообщения" и носило сакральный характер. Оно и формировало правосознание римлян в течение шести веков.
Римское право оказало сильное влияние и на католическую церковь, которая придала отношениям человека с Богом юридическую трактовку. Так, согласно учению об индульгенциях, человек мог спасти свою душу, совершив определенное количество добрых дел. Речь шла о сделке, и человек, выполнив свою часть контракта, был вправе требовать "товар". Если добрых дел не хватало, он мог покрыть недочет, "прикупив" благодати из сокровищницы святых - в буквальном смысле слова (97). С XII века нормы римского права стали широко внедряться в сознание западного общества через университеты и множество курсов.
Статус юридически оформленных законов вообще был низок в традиционных незападных обществах. В.В. Малявин так характеризует отношение к закону в традиционном китайском обществе: "Примечательно, что предание приписывало изобретение законов не мудрым царям древности и даже не китайцам, а южным варварам, которые по причине своей дикости были вынуждены поддерживать порядок в своих землях при помощи законов (наказаний). Истинно же возвышенные мужи, по представлениям китайцев, в законах не нуждаются, ибо они "знают ритуал" (20, с. 124).
Немецкий писатель и философ Г. Гессе в своем исследовании смысла образов Достоевского (1925) дал такое определение "аморализму" русской души: это "совесть, способность человека держать ответ перед богом". Он объясняет свою мысль так: "Эта совесть не имеет ничего общего с моралью, с законом, она может быть с ними в самом страшном, смертельном разладе, и все же она бесконечно сильна, она сильнее косности, сильнее корыстолюбия, сильнее тщеславия" (см. (98)).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||