«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 7%


         В конце XIX века этническими называли любые сообщества людей, непохожих на "цивилизованных". Любую самобытную культуру называли этнической (как иронизируют этнологи, "своя культура этнической быть не могла"). Например, в США этническими назывались индейские сообщества, потом социологи стали называть так группы иммигрантов ("этнические поляки" и пр.), а во второй половине XX века "этничность обрели практически все".
         Придерживаясь различных и даже взаимоисключающих представлений о происхождении этничности, большинство ученых, однако, признает, что общность людей, сложившаяся как этнос, есть присущая человеческой истории форма жизни, подобно тому как животному миру присуща форма биологического вида. Из этого следует, что даже если этническую общность понимать как общность культурных признаков, развитие человеческой культуры происходило не путем ее равномерной беспорядочной "диффузии" по территории Земли, а в виде культурных сгустков, создателями и носителями которых и были сплоченные общности - этносы. Между ними происходило непрерывное общение, обмен культурными элементами, но при этом сохранялась система, культурная целостность, отличная от иных целостностей. В развитии культуры человечество шло не цепью и не толпой, а организованными "отрядами" - этносами.
         Большую роль в распространении и внедрении современных понятий этнической (национальной) принадлежности сыграли переписи населения, которые начали проводиться в Европе с середины XIX века. В них этничность, как правило, приписывалась по признаку языка или религии. Так, в переписи в России (1897 г.) - по признаку языка, а в Греции начиная с 1856 г. по признаку религии, а потом по двум признакам: языку и религии. Люди стали официально получать "национальность". Таким образом, это очень недавнее изобретение. И. Валлерстайн высказал важную мысль: "Категории, которые наполняют нашу историю, были исторически сформированы (и в большинстве всего лишь век назад или около этого). Настало время, когда они вновь открылись для исследования" (7).
         Там, где понятие национальности уже вошло в обыденное сознание и стало привычным, люди считают, что этническое самоосознание людей - вещь естественная и существовала всегда и везде. Как считают социальные психологи (Т. Шибутани), в настоящее время "этнические категории составляют важную основу для стратификации, так как люди считают их естественными подразделениями человечества". В действительности это подразделение людей не является естественным и даже появилось не слишком давно.
         Даже и в XX веке на земле остаются уголки, где этничность "навязывается" людям извне, сами они в этих категориях о себе не думают. В Новой Гвинее до начала массовых антропологических и этнографических исследований группы туземного населения, как правило, не имели даже самоназваний. Похожая ситуация была в Австралии. Границы так называемых "племен" отличались условностью, самосознание их членов было выражено весьма слабо. До тех пор, пока не появились антропологи и туристы, "племена" часто не имели названия. В Африке названия присваивали колониальные администрации, произвольно причислявшие к тому или иному "этнониму" различные группы населения. В частности, термин "йору6а", будучи колониальным изобретением XIX века, долгое время был "не более чем китайской грамотой" для тех, кого им называли (8, с. 39).13
         Совсем недавно категория национальности была неизвестна и просто недоступна для понимания жителям некоторых областей даже Европы. Во время первой переписи 1921 г. в восточных районах Польши, вышедшей из состава Российской империи, крестьяне на вопрос о национальности часто отвечали: "тутейшие" (местные). На вопрос о родном языке они отвечали: "говорим попросту" (то есть говорим как простые люди, не как паны). В быту они делили себя на людей "с польской верой" (католиков) и людей "с русской верой" (православных). Сегодня этих крестьян однозначно зачислили бы в белорусы (в соответствии с их разговорным языком), но сами они свое отличие от господ (поляков-католиков) мыслили как социальное и религиозное, а не этническое или национальное (9).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100