«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 68%


         Поворот к рынку от нашего "естественного" порядка вещей кажется большинству наших граждан именно "бессмысленным переворотом", и совершить его не могут даже "новые русские". Они и ведут себя, как подгулявшие купцы, а не рачительные поклонники Мамоны. Удивительно, что наша интеллигенция, во время перестройки зауважавшая Н.Бердяева, одновременно впала в рыночную утопию и надежду построить в России буржуазное общество. Ведь в своей последней книге "Русская идея" (1946 г.) Н.Бердяев пишет: "Для России характерно и очень отличает ее от Запада, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии" (Н.Бердяев. Русская идея. - "Вопросы философии". 1990. N 1, с. 89). Ну хоть бы кто-нибудь сказал, пусть голословно, что Бердяев ошибся, буржуазную идеологию мы сможем и выработать, и навязать массовому сознанию. Нет, образованные люди просто держат в уме взаимоисключающие установки и даже этого не замечают.
         Кстати, надо сказать и вещь, обидную для наших реформаторов именно как западников - они сразу пошли против культурных постулатов западного рыночного либерализма. Важнейшей стороной в учении либерализма был поиск внеэкономических способов ограничить, ввести в рамки права и морали эгоистические поползновения частных предпринимателей. А.Смит в "Богатстве народов" прямо писал, что этот класс "обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его". Но разве об этой проблеме задумалась наша интеллигенция, убеждая трудящихся поддержать рыночную реформу? Нет, она поверила в магическую силу "невидимой руки" рынка и оторвалась от рациональности либерализма, не говоря уж о рациональности учений, делающих упор на сотрудничество и солидарность людей.
         Более того, интеллигенция совершила огромную ошибку, предположив, что едва ли не большинство населения России воспримет образ мысли и действия, присущий "человеку экономическому". Это была вывернутая наизнанку общинная тяга к единству - все вместе станет буржуями! "Homo economicus" - абстрактная антропологическая модель именно предпринимателя (да и то, уже Дж.С.Милль, придавая строгую форму модели "экономического человека" Адама Смита, особое внимание уделял случаям, когда эта модель не действует). Что же касается рабочих, то они, по мнению Рикардо, следуют не рациональному расчету "экономического человека", а инстинктам (Полезный материал собран в обзоре В.С.Автономова "Модель человека в буржуазной политической экономии от Смита до Маршалла". - В кн. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М.: Экономика. 1989).
         Что русская культура, представленная и славянофилами, и западниками, и самой буржуазией, отрицала буржуазность , есть факт, который никем и не подвергался сомнению. В этом нет ничего удивительного, речь идет не о технологии промышленного производства, не об институтах индустриального общества типа фабрики, биржи, банка, а о специфическом культурном и мировоззренческом явлении, о котором и писал М.Вебер в своем труде о протестантской этике. Надо только удивляться наглости идеологов реформы в России, которые задумали не просто создать у нас рыночные институты, но именно привить людям буржуазность - как писал философ Ракитов, "произвести изменения в ядре культуры". А.Н.Яковлев даже пишет об этой рыночной реформе с большой буквы - Реформация . Смешно глядеть на такого Лютера.
         Но как же могли принять и поддержать этот безумный проект наши интеллигенты? Неужели они забыли все, что по этому поводу писали и говорили самые светлые выразители нашей культуры - от Гоголя до Толстого и Достоевского, а потом и до Блока с Есениным? На кого они хотят их променять?
         Допустим, кому-то покажется, что Толстой и Достоевский отвергали буржуазность ХIХ века, "первоначальное накопление" и т.п., а теперь буржуазность другая, демократическая. Об этом можно было бы спорить, но даже этого не говорилось. И не вспоминалось, чтобы опровергнуть, что именно о ХХ веке Блок писал:
         Век буржуазного богатства
         (Растущего незримо зла!).
         Представим себе, что сказал бы Блок сегодня, повидав буржуазность конца ХХ и начала ХХI века. Вспомнив все его творчество в целом, можно с уверенностью сказать, что он бы ее отверг еще более жестко, чем век назад. Ибо она стала еще более наглой и безжалостной, она еще дальше откатилась и от христианства, и от Просвещения. На самом Западе это слегка скрашивается и маскируется богатством, которое обеспечивает комфорт и позволяет хорошо кормить интеллигенцию. Но ведь мы говорим о тех, кто живет и будет жить в России.
         Провал в рациональности выражается еще и в том, что проект изменения культурного ядра России ("Реформации") был начат без какого бы то ни было расчета сил и средств. Какими культурными ресурсами обладали реформаторы, берясь за такую грандиозную задачу? Шутками Хазанова и песнями Аллы Пугачевой? Где их поэты, которые могли бы соблазнить людей буржуазностью?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100