«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 69%


         Важное отличие "рынка" от "плана" (то есть от любого хозяйства, которое ведется ради удовлетворения потребностей) заключается в том, что это система либеральная . Она в принципе может действовать только в том случае, если все ее участники соглашаются с основными правилами игры. Они все принимают на себя роль собственника , который свободно обменивает свою собственность по устанавливаемой рынком цене. Заставить действовать по этим правилам людей, которые не принимают культурных норм рынка, невозможно.
         Вот жалобы экономиста Л.Пияшевой в интервью, взятому Институтом социологии РАН в 1994 г.: "Я социализм рассматриваю просто как архаику, как недоразвитость общества, нецивилизованность общества, неразвитость, если в высших категориях там личности, человека. Неразвитый человек, несамостоятельный, неответственный - не берет и не хочет. Ему нужно коллективно, ему нужно, чтобы был над ним царь, либо генсек. Это очень довлеет над сознанием людей, которые здесь живут. И поэтому он ищет как бы, все это называют "третьим" путем, на самом деле никаких третьих путей нет. И социалистического пути, как пути, тоже нет, и ХХ век это доказал... Какой вариант наиболее реален? На мой взгляд, самый реальный вариант - это попытка стабилизации, т.е. это возврат к принципам социалистического управления экономикой".
         В чем смысл этого лепета "доктора экономических наук"? В том, что культурной базы для рыночной Реформации нет. Советский капитализм можно было бы строить, и вполне успешно (как в Китае строят "китайский капитализм"), а западный построить не получится.. Русскому человеку, несмотря на все потуги реформаторов, "нужно коллективно". И потому он не берет и не хочет священной частной собственности. И потому, по разумению умницы Пияшевой, хотя "социализма нет", единственным реальным выходом из кризиса она видит "возврат к социализму".
         Подавляющее большинство населения России, независимо от идеологических установок, не принимает и даже ненавидит культурные принципы рынка. Антирыночные, "советские" установки уже к концу 1994 г. были выражены сильнее, чем в 1989 г., при пике перестроечного энтузиазма. По данным ВЦИОМ, осенью 1994 г. твердых сторонников советского прошлого было 54%, а сознательных рыночников осталось 10% (еще 14% соглашались с рыночной реформой, т.к. не верили в возможность возврата к старому).
         На международном симпозиуме "Куда идет Россия?" (15-18 декабря 1994 г.) директор ВЦИОМ Ю.А.Левада привел данные о сдвигах в ходе реформы в соотношении "рыночных" и "советских" установок (Ю.А.Левада. "Человек советский" пять лет спустя: 1989-1994. - "Куда идет Россия?... Альтернативы общественного развития". М.: Аспект-пресс. 1995. С. 218-229).
         В 1989 г. в РСФСР было опрошено 1325 человек, в 1994 г. в РФ - 2957 человек в различных регионах. Был задан вопрос: "Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?" Ответили на него так (в % от числа опрошенных):
         "Небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне" - в 1989 г. 45%, в 1994 г. 54%. "Много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее" - в 1989 г. 27%, в 1994 г. 23%. "Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск" - в 1989 г. 9%, в 1994 г. 6%. Нерыночные установки не только преобладают, но и укрепляются.
         На том же симпозиуме другой автор из ВЦИОМ сравнивает установки трех поколений - "дедов", выросших в военные и первые послевоенные годы, "отцов" или зрелого поколения (40-55 лет) и молодежи. О "дедах" сказано в двух строчках - их опыт "сегодня обесценен в глазах других поколений", они "символически отторгнуты самой властью", так что им остались "доживание и усталость".
         О зрелом поколении автор пишет: "Поддержав смену социально-политического режима и его идеологии, это поколение оказалось неготовым к выработке и принятию тех ценностей, которые несла с собой рыночная экономика, - терпимости к неравенству, духу и вызову конкуренции, нескрываемому активизму, индивидуалистической свободе. Скоро стало ясно, что времени адаптироваться к новым условиям у людей этого возраста уже нет".
         Об отношении молодежи к рыночным ценностям автор умалчивает, но в общем вывод его красноречив: "На "глубине" исторической памяти - в картине мировой истории, крупнейших событий или деятелей ХХ в. - у всех поколений пока что господствует единая модель. По своему происхождению она советская и почерпнута из школьных учебников с добавкой некоторых элементов из перестроечных масс-медиа" (Б.В.Дубин (ВЦИОМ). О поколенческом механизме социальных сдвигов. - Там же. С. 237-247).
         Более того, не стали вполне "рыночными" и новые собственники, "владельцы" предприятий. Экономист из ИМЭМО РАН С.П.Аукуционек признает, ссылаясь на данные опросов в рамках большого исследования "Российский экономический барометр": "Выяснилось, что, даже обретя полную самостоятельность хозяйственных решений и будучи погруженными в почти рыночную среду, бывшие государственные предприятия продолжают преследовать не вполне рыночные цели... К середине 1994 г. значение целей нерыночного типа оставалось все еще очень большим и, может быть, даже преобладающим". Под этими "нерыночными" целями понимается здесь две: 1) "поддержание (или увеличение) выпуска продукции" (отметили в числе главных целей 55% предприятий); 2) "сохранение трудового коллектива" (45% предприятий).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100