«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
В России делается или как минимум декларируется попытка вместить ее хозяйство и государственность в структуры либеральной экономики и государственности ("вернуть в лоно цивилизации").
А.Н.Яковлев, ратуя перед выборами в июне 1996 г. за Ельцина, похвастался, обращаясь к интеллигенции: "Впервые за тысячелетие взялись за демократические преобразования. Ломаются вековые привычки, поползла земная твердь" (А.Н.Яковлев. Куда качнется интеллигенция. - Российская газета, 08.06.1996). Что поползла, мы и сами замечаем. Важно, что "архитектор перестройки" и идеолог ельцинизма открыто признал: объект уничтожения - вовсе не коммунизм, не краткий миг советской власти. Рушат тысячелетнюю Россию. Народ не просто ввергают в бедность, - ломают его вековые привычки, из-под ног выбивают земную твердь.
А.Д.Сахаров в "Предвыборной платформе" в феврале 1989 г. в первом пункте прямо декларировал как цель смену всей экономической основы жизнеустройства: "Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией... Свободный рынок рабочей силы, средств производства, сырья и полуфабрикатов" (А.Д.Сахаров. Тревога и надежда. М.: Интерв-Версо. 1991. С. 257).
Речь здесь идет о смене общественного строя, причем радикальной ("ликвидация", а не реформирование). В основу нового общества предлагается положить конкуренцию, а не сотрудничество - то есть, имеется в виду вовсе не "социализм с человеческим лицом", не "конвергенция" и даже не социал-демократия шведского типа, а именно "дикий капитализм" (как пишут либеральные философы, "палеолиберализм"). Свободный рынок рабочей силы! Даже без профсоюзов, коллективных договоров и трудового законодательства. Интеллигенция, которая аплодировала Сахарову, получила от него совершенно ясную и четкую программу, так что ее аплодисменты означали одобрение этой программы - утопии дикого капитализма в уже индустриальной России. (Начертав эту программу, Сахаров не позаботился о связности, он указал вектор, это в ней и ценно. В перечне того, что должен распределять свободный рынок, есть сырье и полуфабрикаты, но нет готовых товаров). Так эти аплодисменты и воспринимались.
Какие только метафоры не придумывали, чтобы подавить в людях сомнения и вопросы. Вот пример: "Перед Россией стоит историческая задача: сточить грани своего квадратного колеса и перейти к органичному развитию... В процессе модернизаций ряду стран второго эшелона капитализма удалось стесать грани своих квадратных колес... Сегодня, пожалуй, единственной страной из числа тех, которые принадлежали ко второму эшелону развития капитализма, и где колесо по-прежнему является квадратным, осталась Россия, точнее территория бывшей Российской империи (Советского Союза)" (В.А.Красильщиков. Модернизация и Россия на пороге ХХI века. - "Вопросы философии". 1993, N 7). И эта претенциозная муть - в элитарном журнале Академии наук.
Проект этот по глубине несопоставим с революцией Октября 1917 года. Строго говоря, Октябрьская революция в некотором смысле была "реставрацией" после того, как в Феврале кадеты пустили революцию по буржуазно-либеральному пути.
Этим и объясняется переход на сторону красных большого числа видных российских консерваторов и массовый переход рядовых членов Союза русского народа ("черносотенцев"). Сергей Булгаков в своем трактате "На пиру богов", в котором он "моделировал" расстановку социальных сил в революционной России, представил этот взгляд в рассуждениях Генерала: "Уж очень отвратительна одна эта мысль об окадеченной "конституционно-демократической" России. Нет, лучше уж большевики: style russe, сарынь на кичку! Да из этого еще может толк выйти, им за один разгон Учредительного собрания, этой пошлости всероссийской, памятник надо возвести. А вот из мертвой хватки господ кадетов России живою не выбраться б" (С.А.Булгаков. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги. - В кн. "Из глубины". М.: Изд-во Московского университета. 1990. С. 103).
В Советской революции претензии ограничивались изменением социально-экономического уклада и идеологии. Сейчас речь идет о смене типа цивилизации . Советник Ельцина философ А.И.Ракитов говорил откровенно: "Трансформация российского рынка, основанного на низких технологиях и вялотекущих экономических процессах, малоинициативных предпринимателях и купцах..., отсутствии серьезной капиталистической этики и свободы предпринимательства, в рынок современного капитализма требовала новой цивилизации, новой общественной организации, а следовательно, и радикальных изменений в ядре нашей культуры" (А.И.Ракитов. Цивилизация, культура, технология и рынок. - "Вопросы философии", 1992, N 5).
Большевики, по Ракитову, прервали процесс европеизации, не дали "радикально изменить нашу цивилизацию", преодолеть "невыносимо родной отечественный деспотизм" - и только сегодня такая возможность культуртрегерам представилась.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||