«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 60% |
В.В.Путин вспоминает о себе и своих сверстниках: "Мы не были хулиганами... Конечно же, на "задворках" кто-то из них, криминальных, болтался. Но к нам они никакого отношения не имели. Как и мы к ним" (с. 29).
Я жил подростком в 50-е годы в большом московском дворе. Мы тоже не были хулиганами, но мы не были изолированы от хулиганов и воров. Мы их знали и с ними общались, этого просто невозможно было избежать. Мы видели, как их после какой-то драки с убийством "брала" милиция. Мы встречались с родителями тех, кто попал в тюрьму, видели их слезы. Сейчас я пишу это и вспоминаю лица и некоторые имена этих "криминальных" из нашего и близких дворов. Это не были обитатели "джунглей"! Это были молодые люди нашего народа и нашей культуры - русские, татары, евреи. Они были искалечены - сиротством, пьянством или тюрьмой родителей, личной судьбой, темными связями. Это была больная, опасная, страдающая часть нашего народа, но именно нашего, так мы их воспринимали. Даже их, а что уж говорить о большинстве, о тех, кто не принадлежал к шайкам.
Надо зафиксировать этот факт - что-то сломалось в мироощущении детей и подростков именно за эти 13 лет! Ведь это сдвиг фундаментальный. Увидеть в отношениях дворовых сверстников "жизнь джунглей" - значит перейти к совершенно иному представлению о человеке, иной "антропологической модели" по сравнению с той, что была принята в моем поколении.
Пожалуй, многие скажут: ну подумаешь, назвал человек двор джунглями - ведь это всего-навсего метафора! Да, метафора, слово - но ведь "мы рабы слов"! Метафоры - главный продукт идеологии, это очки, через которые мы смотрим на мир и воспринимаем его.
Сама метафора "джунгли" в приложении к человеку вовсе не возникла из нашего обыденного языка. В обиход она вошла у нас из обличительной литературы о Западе, для противопоставления Западу нашей жизни - у них, мол, господствует "закон джунглей". Но дело в том, что на самом Западе эта метафора была не обличительной, а утвердительной! Да, человек живет в обществе конкуренции, а это "джунгли", цивилизованные законом. В Древнем Риме говорили "человек человеку волк", а во времена Киплинга "закон джунглей".
Представление человеческого общества как дикой, враждебной каждому природы, возникло при становлении буржуазного строя и несло в себе сильнейший идеологический заряд. Да и до сих пор в культуре современного Запада силен социал-дарвинизм, представление общества как арены борьбы за существование. В основании этого представления лежит идеологический миф о "естественном человеке" как индивидууме-собственнике, хищном и эгоистическом существе, ведущим "войну всех против всех" и следующем лишь "закону джунглей". Этот одинокий человек зависит только от себя самого, от силы и ловкости своих ног и кулаков, он находится во вpаждебном окpужении, где его пpизнание дpугими измеряется лишь властью над этими дpугими.
Миф о "человеке в джунглях", "онаученный" в ХVII веке Томасом Гоббсом, был кардинально антихристианским. В хpистианстве все люди созданы по образу и подобию Божию, все они - его дети и братья между собой, и в этом смысле они равны. По Гоббсу же "равными являются те, кто в состоянии нанести дpуг дpугу одинаковый ущеpб во взаимной боpьбе". Он пишет: "Хотя блага этой жизни могут быть увеличены благодаpя взаимной помощи, они достигаются гоpаздо успешнее подавляя дpугих, чем объединяясь с ними".
Это представление о человеке вошло в культуру Запада во время становления "дикого капитализма" как оправдание жестокости колониальных захватов и первоначального накопления. Реформация не только разъединила людей и превратила человека в атом (индивида), но в своем радикальном выражении (кальвинизм), прямо отняла у людей веру в спасение души - для вечного блаженства предназначены лишь "избранные". Вот фундаментальное утверждение кальвинистов (1609 г.): "Хотя и говорят, что Бог послал Сына своего для того, чтобы искупить грехи рода человеческого, но не такова была Его цель: Он хотел спасти от гибели лишь немногих. И я говорю вам, что Бог умер лишь для спасения избранных".
В фундаментальном труде "Протестантская этика и дух капитализма" М.Вебер пишет о том, как в ходе Реформации было изменено христианское представление о человеке: "Это учение в своей патетической бесчеловечности должно было иметь для поколений, покорившихся его грандиозной последовательности, прежде всего один результат: ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида ... Вместе с тем эта отъединенность является одним из корней того лишенного каких-либо иллюзий пессимистически окрашенного индивидуализма, который мы наблюдем по сей день в "национальном характере" и в институтах народов с пуританским прошлым" (М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. - Избранные соч. М.: Прогресс. 1990. С. 142, 144).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||