«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%


         Лишат пенсионеров бесплатного проезда. Они будут ходить пешком или сидеть дома. Автобус будет ходить, как и раньше. И никакой прибыли не получит от того, что не втиснется в него старик, не поблагодарит уступившего ему место мальчика и не проедет гордо и бесплатно - потому что он ветеран и заслужил такую льготу.
         Какое ничтожество мысли и духа простирает над Россией свои совиные крыла.

Глава 23. Утрата способности к рефлексии


         Важным "срезом" рационального сознания является способность предвидеть состояние и поведение важных для нас систем и окружающей среды. Это предвидение опирается на анализ предыдущих состояний и их изменения, включая анализ собственного осознания и понимания этих состояний, собственных решений и действий. Для такого анализа необходим навык рефлексии - "обращения назад".
         Рефлексивное отношение к бытию, способность регулярно, почти непрерывно "оглядываться назад", как оглядывается в зеркало заднего вида водитель, и анализировать прошлое с целью понять настоящее - важное качество той рациональности, нормы которой выработало Просвещение. Это вовсе не самопроизвольно возникшее умение, это часть определенной методологии мышления. Эту методологию можно освоить и развивать, а можно и утратить.
         Именно рефлексия дает возможность поступательного движения в познании реальности - в каждый момент настоящего мы должны иметь в виду тот прошлый запас знания, который приращиваем сейчас, ибо эту новую частицу знания мы встраиваем в изменяющуюся структуру того знания, которым обладали вчера, год или десять лет назад. Рефлексия - это непрерывное обновление знания. Понятно, что рефлексия требует воли и мужества - сзади всегда ошибки, за которые грызет совесть ("тянет ко дну боль и грусть, прежних ошибок груз"). Недаром Кант писал, что Просвещение имеет свой девиз, свой наказ: Aude saper - "имей отвагу, смелость знать" (М.Фуко. Что такое Просвещение? - К кн. "Интеллектуалы и власть. М.: Праксис. 2002).
         В условиях кризиса, когда динамика всех процессов резко изменяется и возникают разрывы непрерывности, в том числе в нашем сознании, рефлексивный аспект мышления приобретает критическое значение. Задержка с анализом предыдущих состояний и решений нередко становится фатальной, поскольку система проходит "точку невозврата" и движение процесса по плохой траектории становится необратимым. Самые фундаментальные процессы во время кризиса становятся резко нелинейными и протекают в виде череды сломов и переходов - мы же часто исходим из привычных линейных представлений.
         Если говорить об общественном сознании, то для нашей коллективной рефлексии необходима коллективная память . Конечно, память - лишь склад, запас идей и образов. Этот запас необходим для рефлексии, но далеко не достаточен. Рефлексия - активная деятельность по анализу этого запаса, по переосмыслению каждой хранящейся на этом складе ценности в соответствии с последующим опытом. Но разрушение памяти не просто лишает рефлексию необходимого материала, оно рассыпает и то пространство неслышного общего разговора, в ходе которого и происходит осмысление прошлого.
         Память является одной из главных сил, скрепляющих людей (население) в народ. Если ее удается разрушить, народ превращается в "человеческую пыль", в скопище индивидов, которые в одиночку, каждый по-своему вспоминает прошлое, думает о настоящем и пытается предугадать будущее. Такие разъединенные люди утрачивают и навыки логических рассуждений, поскольку они нуждаются в диалоге, в оппозиции утверждений.
         Мир разъединенных людей сужается до тех пределов, которые они могут достать рукой, "здесь и сейчас". Это подавляет многие стороны рационального сознания, например, ответственность за ход исторического процесса - независимо от масштаба той части бытия, за которую готов отвечать человек.
         Утратив связь с коллективной памятью, оставшись со своей индивидуальной шкатулкой, полной обрывков личных воспоминаний и обид, такие люди уже не живут в нашем совместном, общем прошлом, не испытывают совместных, общих страданий от настоящего и не болеют общей тревогой за будущее.
         Общество, в котором слишком большое число граждан так "приватизирует" свою память и теряет способность к рефлексии, становится беззащитным. Ущербное сознание не принимает вещей, которые старики понимают с полуслова. Люди не могут договориться даже со своими сверстниками о том, что происходит сегодня - ведь настоящее растет из прошлого, а прошлого они в общих, единых для всего поколения понятиях выразить не могут - они его "не помнят".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100