«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%


         Примечательна оговорка, которую вводит правовед, требуя "социального пространства, в котором отсутствует внеэкономическое принуждение" - "не о преступниках, естественно, разговор". Эта оговорка лишает смысла все рассуждение, ибо преступники возникают именно потому, что в пространстве присутствует внеэкономическое принуждение в виде запретов (законов). Человек становится преступником не потому, что совершил невыгодное действие (нарушил норму экономического принуждения). Он преступил закон, за которым стоит неподкупная сила.
         Мысль, будто "свобода никогда не может перестать быть высшей ценностью для человека", банальна до пошлости и очевидно неразумна, тем более в устах юриста. Мало того, что человечество пережило тысячелетние периоды прямых несвобод типа рабства, и эти несвободы были общепризнанной нормой и образом жизни. И в новейшее время массы людей шли и идут в тюрьму и на каторгу, то есть жертвуют свободой ради иных ценностей - и благородных, и низменных. Кстати, в те же годы, когда проходили подобные круглые столы, единомышленники Л.С.Мамута любили повторять, что "Россия - тысячелетняя раба", что "в глубине души каждого русского пульсирует ментальность раба" и пр. Выходит, в России изначально поселился особый биологический вид нелюдей, внешне напоминающих человека?
         Наконец, тезис о том, что "свобода неделима", просто нелеп. Все рассуждение теряет смысл. В любом обществе в любой исторический момент существует конкретная система неразрывно связанных "свобод и запретов", и система эта очень подвижна. Более того, в истории ХХ века мы в разных обличьях видели общую закономерность: освобождение неминуемо сопряжено с каким-то новым угнетением. Как сказал Блок,
         И если лик свободы явлен,
         То прежде явлен лик змеи...
         М.Фуко высказал очевидную вещь, которая начиная с Канта на все лады обсуждалась множеством философов: "Антиномия права и порядка лежит в основе современной политической рациональности". Свобода (право) и порядок (принуждение) находятся в неразрывной диалектической связи. Иными словами, свобода - очень широкая категория, которая в реальности представлена динамической системой множества "делимых" свобод, которые в то же время выворачиваются в "несвободы" как само условие существования свобод. И в ходе развития общества как раз то одна, то иная свобода ставятся под вопрос, а затем и подавляются, давая место новым свободам. Сам же Кант, стараясь кратко объяснить суть Просвещения как обретения человечеством совершеннолетия и свободы разума, дал такую формулу: "Повинуйтесь, и Вы сможете рассуждать сколько угодно" (М.Фуко. Что такое Просвещение? - В кн. "Интеллектуалы и власть". М.: Праксис. 2002). В сознании наших интеллектуалов, похоже, произошел откат к безответственному отрочеству в обеих частях формулы - они отвергают повиновение и одновременно отказываются рассуждать.
         Другой оратор, философ Э.Я.Баталов, на том круглом столе тоже подтверждает неделимость и абсолютный характер свободы: "Нет свободы американской, китайской, русской или французской. Свобода едина по природе и сути, хотя продвинуться по пути свободы то или иное общество или индивид могут на неодинаковую глубину... Или она есть как сущность, или же ее нет совсем".
         Ну разве можно считать это тоталитарное, манихейское суждение разумным! Ведь оно ликвидирует всякую основу для рационального представления проблемы и рационального поведения. Если следовать этой логике, то или свобода есть и она есть вся целиком, так что и говорить не о чем - "или же ее нет совсем", так что тоже говорить не о чем.
         Явно несуразно и утверждение, будто "свобода едина по природе и сути", независимо от места и времени. Даже непонятно, как такое могло придти в голову образованному человеку. (Идея, будто существует какое-то единственно правильное представление о свободе - примитивное идеологическое клише, часть технологии манипуляции сознанием. Американский исследователь СМИ Г.Шиллер пишет: "Самым крупным успехом манипуляции, наиболее очевидным на примере Соединенных Штатов, является удачное использование особых условий западного развития для увековечения как единственно верного определения свободы языком философии индивидуализма... На этом фундаменте и зиждется вся конструкция манипуляции" (Г.Шиллер. Манипуляторы сознанием. М.: Прогресс. 1980. С. 29).
         Ведь это противоречит очевидности! Представление о свободе, а значит, и ее облик, есть продукт культуры, "по природе и сути" этот продукт изменяется со временем, иногда очень быстро, даже в лоне одной культуры, не говоря уж о разных обществах и цивилизациях. Индейцы не могли приспособиться к ограничениям их свободы передвижения и потому не годились для работы на плантациях, просто умирали. А африканцы с их навыками жизни в деревенской общине и пластичной психикой смогли жить, иметь потомство и интенсивно работать в тяжелых условиях рабства - и миллионы их были насильно завезены в США.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100