«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%


         94% "элиты" по сравнению с 44% респондентов в массовых опросах 1993-1994 гг. были не согласны с мнением, что "было бы лучше, если бы в стране все оставалось, как было до 1985 г.". Но ведь эта элита в своем подавляющем большинстве и представляла собой старую номенклатуру и ее молодых приближенных. (Исследование 1993 г. показало: "Лишь 13% советской правящей элиты конца 80-х годов оказались сегодня за пределами круга руководящих работников... Треть партийной номенклатуры сегодня находится на высшем уровне государственного управления, а еще треть занимает командные позиции в экономике. Если же опять чуть-чуть расширить границы элитарных должностей за счет "предэлитных" позиций или "второго эшелона элиты", то мы найдем в этом кругу более 80% партийной номенклатуры". Н.С.Ершова. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома. - В кн. "Куда идет Россия?... Альтернативы общественного развития". М.: Интерпракс. 1994. С. 151-155).
         И разве сильно расходятся векторы "старой" и "новой" элит в представлениях по главным вопросам? Авторы исследования "Ценностные ориентации советских и постсоветских элит" дали сравнение установок двух контингентов элиты и массового сознания на большой "карте". В целом она показывает очень большое сходство взглядов обеих привилегированных групп - и их резкий разрыв с взглядами населения в целом.
         Это не так уж удивительно. Для нас здесь важнее другое. Если привлечь результаты других исследований ВЦИОМ, то видно удивительное сходство по главным вопросам установок интеллигенции (конца 80-х годов) и элиты. А значит, мы имеем эмпирическое подтверждение резкого отрыва мировоззренческих установок интеллигенции от "тела народа", от массы носителей нашей культуры. Вот над этим надо задуматься.
         Назову два пункта, важных в программе перестройки и реформы, в которых разрыв выражен в наибольшей степени. Первый - это отношение к экономическому либерализму и роли государства. Выражено это в ответах относительно утверждения "Государство должно устанавливать твердые цены на большинство товаров" (население - "за", а элита "не согласна"). Второе утверждение более фундаментально: "Переход к рыночной экономике необходим для выхода из кризиса и процветания России". С ним согласны оба контингента элиты, но к нему очень скептически относится население в целом.
         Авторы исследования делают вывод: "Как показывают опросы, в массовом сознании сегодня отмечается некоторая тенденция к изменению соотношения сторонников и противников продолжения реформ в пользу последних. Это значит, что динамика сознания элитных групп и массового сознания по рассматриваемому кругу вопросов разнонаправленна. В этом смысле ruling class постсоветской России - маргинален" (Головачев Б.В., Косова Л.Б (ВЦИОМ). Ценностные ориентации советских и постсоветских элит. - "Куда идет Россия?... Альтернативы общественного развития". М.: Аспект-Пресс. 1995. С. 183-187).
         По большому счету, плевать нам на ruling class, этот прыщ можно сковырнуть. Беда в том, что стала маргинальной интеллигенция.
         Перестройка в целом привела к тяжелому поражению рациональности. Сегодня наша культура в целом отброшена в зону темных, суеверных, антинаучных взглядов - Просвещение отступило. Поток мракобесия, который лился и льется с телеэкрана, настолько густ, что многие до сих пор удивляются, где же он копился, в каком овраге. Да и не только о телеэкране или желтой прессе речь. Проводником мракобесия становится школа.
         И.Смирнов в "Русском журнале" от 4 июля 2004 г. пишет о том, что уже даже в учебной и методической литературе ставятся под сомнение общепринятые научные взгляды на происхождение человека и предлагается на уроках "уравновешивать" Дарвина религией, "выделяя сильные и слабые стороны двух мировоззренческих подходов". Он цитирует "методолога образования" М. Эдельштейна, который утверждает: "Преподавать и учить детей должны... скептики. Но скептики подлинные, то есть люди, способные усомниться в истине не только религиозной, но и научной, готовые объективно изложить все основные точки зрения, сознающие пределы разума, способные объяснить сущность эволюционизма и креационизма, не разъясняя при этом, что один о-го-го, а другой бяка-бяка. Более того, ученикам в школах и студентам в институтах не мешало бы рассказывать не только о физических законах и химических элементах, но и о Туринской плащанице, благодатном огне и мироточивых иконах" (И.Смирнов. Либеральный факультет, отделение мракобесия - www.russ.ru/culture/education).
         Достаточно хорошо известно, что именно смешение, переплетение разных форм сознания (например, научного с религиозным) ведет к мракобесию, к подрыву обоих способов видения мира - потому и говорил Ницше, что оба типа мышления "должны лежать рядом, быть отделимыми и исключать всякое смешение". Смешение школы и университета, ставших механизмом передачи именно рационального знания и навыков мышления, с религиозным собранием как раз и создает питательную среду для химерического сознания, мракобесия. И это мракобесие стало в нынешней элите очень агрессивным. "Невежество становится действенным" - это важное явление в культуре времен смуты подметил М. Пришвин.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100