«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 2% |
Эта бригада интеллектуалов выработала небывалый стиль рассуждений. Благодаря СМИ он был навязан обществу и стал инструментом для разрушения массового сознания, его шизофренизации. Рассуждения стали настолько бессвязными и внутренне противоречивыми, что многие поверили, будто жителей крупных городов кто-то облучал неведомыми "психотропными" лучами. Трудно представить, чтобы когда либо еще в нашей истории был период такого массового оглупления, такого резкого падения уровня умственной работы.
Печально было видеть, что это отступление от рациональности, от норм Просвещения, сопровождалось в среде интеллигенции наступлением пошлости , поразительного примитивизма в рассуждениях и оценках (теперь иногда с горечью говорят, что русская интеллигенция наконец-то добилась "права на пошлость"). Американская журналистка М.Фенелли, которая наблюдала перестройку в СССР, пишет в журнале "Век ХХ и мир" (1991, N 6): "Побывавший в этой стране десять лет назад не узнает, в первую очередь, интеллектуалов - то, что казалось духовной глубиной, таящейся под тоталитарным прессом, вышло на поверхность и превратилось в сумму общих мест, позаимствованных, надо полагать, их кумирами из прилежного слушания нашей пропаганды (я и не подозревала, что деятельность мистера Уика во главе ЮСИА была столь эффективна)".
Важной вспомогательной программой для того, чтобы люди не видели сползания к глубокому кризису рациональности, было интенсивное внушение мысли, что, в общем-то, советское общество изначально было лишено культуры - ибо после 1917 г. элитарная интеллигенция была якобы "изгнана, репрессирована, уничтожена, унижена". А без нее никакой культуры быть не может - так, образованщина. Из этого следовало, что жалеть не о чем, и всякая ломка сознания и культуры лишь во благо. С.С.Аверинцев производит селекцию образованного слоя: "Нельзя сказать, что среди этой новой получившейся среды, новосозданной среды научных работников и работников умственного труда совсем не оказалось людей с задатками интеллигентов. Мы знаем, что оказались. Но... единицы" ("Независимая газета", 03.01.1992).
Академик Д.С.Лихачев поддерживает этот стереотип: "В двадцатые годы, в годы "диктатуры пролетариата", роль и значение интеллигенции всячески принижались. В лучшем случае ее представители могли считаться попутчиками, в худшем - врагами... Год от года в стране падал уровень культуры. Самые маленькие ставки - у работников культуры" (Д.Лихачев. Я вспоминаю. М.: Прогресс. 1991, с. 228).
Умиляет сам диапазон обид - от клейма "враг народа" до низкой ставки оклада (Что касается "всяческого принижения роли интеллигенции", то тут у академика явное сужение сознания - отнюдь не только его друзья и родственники были интеллигентами, кое-что о "роли и значении" интеллигенции и другим людям известно. Кстати, сам академик, судя по его воспоминаниям, является именно врагом советского строя - вполне убежденным и сознательным. И ничего, получил и профессиональное признание, и статус, и далеко не самую низкую ставку жалованья ).
Шестидесятники начали разжигать в интеллигенции самую примитивную ревность - ей, мол, недоплачивают. Все привилегии и оклады забрала себе номенклатура! Допустим, что так, но ведь интеллигенция, поддержав рыночную реформу лишь ухудшила свое материальное положение. Надо же признать, что последовательно изменять ситуацию к худшему - глупо. Нельзя в случаях такой оплошности уходить от того, чтобы извлечь урок. Вот обычная история, о которой рассказали на учительской конференции: "В советское время министр республики Дагестан имел оклад 280 руб., а доцент 320 руб. В 2002 г. зарплата доцента составляла 1500 руб., а министра 8500 руб." ("Известия Академии педагогических и социальных наук". 2002, N 6, с. 19).
Но здесь для нас главное - в утверждении Д.С.Лихачева, будто при советском строе "год от года в стране падал уровень культуры". Что он под этим понимает, каковы его критерии оценки этого уровня в динамике (как векторной величины)? Превращение страны, в которой 75% населения было неграмотным, в самую читающую в мире страну - это падение или повышение уровня культуры? Для Д.С.Лихачева, судя по контексту его рассуждений, всеобщее образование несущественно, ибо оно означает изменение в жизни массы , а для него важна только жизнь элиты. Причем и в ее-то жизни упор у него делается на баланс "жалованья и унижений". Возможность для огромной массы людей приобщиться к творческой работе в качестве интеллигенции не считается у него культурной ценностью. Огромная масса людей? А-а, образованщина.
На фоне этой нелепой сословной элитарности "авангарда" удивительно неразумным, как-то по-детски наивным было само увлечение идеями перестройки со стороны людей, искренне тяготеющих к демократическим идеалам и даже впадающих в демократический фундаментализм (который выразился, например, в крайней нетерпимости к иерархии, к "номенклатуре"). Ведь перестройка очень быстро обнаружила свою суть именно как "номенклатурной революции". Именно номенклатура, имеющая все шансы сохранить и приумножить свои привилегии, обратившись в "новую буржуазию", и была мотором перемен, к которым скептически относилось большинство населения.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||