«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 50% |
Так что же открыл Стручков? О каком "плене советской цензуры", о каком "обсовечивании" Шолохова - конкретно! - поднят весь этот вселенский тарарам? Когда начинаешь вникать, именно конкретно, понимаешь: много шума - из ничего!
"То, как советские редакторы поступили с подлинным текстом "Тихого Дона", - декларирует "Комсомольская правда", - Александр Стручков считает настоящим варварством". Это он за автора так считает. А конкретные примеры "варварства", которое он, Стручков, теперь устранил? Послушаем его.
В самом начале нового издания, по рукописи, читаем: "сырая изломистая кайма нацелованной волнами гальки..." Комментарий от Стручкова: "В советском варианте кайма была почему-то "серой". Но почему? Может, сам Михаил Александрович в конце концов так решил? Или опечатка машинистки (одна ведь буква!), которая пошла потом в тираж? Но автором ведь почему-то не была впоследствии исправлена. Да и есть ли здесь принципиальное смысловое различие, за которое следует припечатать "варварством": галька сырая - или серая?..
Что вы! Стручков тут же находит другой пример, "как замена всего одной буквы подменяла смысл написанного". Белоказачий полковник Василий Чернецов, готовя своих бойцов к рубке с красногвардейцами, произносит: "Нагнём!" "После большевистской редактуры вышло безобидное "Начнём", - разоблачает Стручков. - Большевиков нельзя нагнуть?!"
Вполне могла быть тоже опечатка машинистки, принявшей в рукописи букву "г" за "ч", - опечатка, так или иначе пропущенная (либо допущенная, принятая?) автором. Но Стручкову этот "идеологический пример" настолько понравился, что вслед за "Комсомолкой" он повторил его не единожды и по телевидению. С одной стороны, признак бедности "открытий", которыми можно козырять, с другой - особая ценность. Особая тем, что Стручков изо всех сил пытается доказывать, будто Шолохов... ненавидел большевиков.
Да, да, не кого-то там из большевиков лично, а всех вообще! Хотя ведь сам был членом партии большевиков с 1932 года и не раз писал о ней: "Родная партия!"; а рассказ "Судьба человека", например, посвятил члену КПСС с 1903 года Евгении Григорьевне Левицкой - своему другу, "доброму ангелу", как он её называл. Да учитывая вкупе всю жизнь и всё творчество Михаила Александровича, по меньшей мере странно говорить о "ненависти". Но ещё более странно это доказывается.
Приведу, по-моему, вопиющий пример. "В черновике рукописи, - сообщает "Комсомолка", - Александр Стручков нашёл любопытную зарисовку о вожде мирового пролетариата. Рассуждения героев о том, казак ли Ленин, Шолохов вставил между двумя репликами о вшах... Если бы это тогда разнюхали цензоры, Шолохову пришлось бы плохо..." И соответствующее заключение: "Шолохов - казак, и получается, что он ненавидел большевиков, ненавидел Ленина, потому и упомянул в таком контексте".
Потрясающе! Во-первых, непонятно, что должны были разнюхать цензоры и зачем надо было искать эту сцену в черновиках, если она есть во всех изданиях романа. Во-вторых, только патологически извращённый нюх Стручкова мог уловить "ненависть" в сцене, написанной как раз с проникновенной, трогательной любовью к Ленину. И неужели все казаки до единого обязательно ненавидели его и большевиков? Из шолоховской эпопеи, других произведений писателя и, конечно, из реальной истории следует нечто иное.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||