«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 9% |
Впрочем, должен подчеркнуть: "ляпы" бывают разные. Если "ляпают" не случайно, а вполне сознательно, это уже нечто другое и называться, видимо, должно по-другому.
Пример. В "Московской саге" - разговор о "паранойе Сталина". Со ссылкой на Бехтерева - светило психиатрической науки того времени. Дескать, потому его и отравили...
Но я сошлюсь на нашу современницу - академика Бехтереву, внучку. Что она говорит по этому поводу? "Это была тенденция: объявить Сталина сумасшедшим, в том числе с использованием якобы высказывания моего дедушки, но никакого высказывания не было, иначе бы мы знали. Дедушку действительно отравили, но из-за другого. А кому-то понадобилась эта версия. На меня начали давить, и я должна была подтвердить, что это так и было. Мне говорили, что они напечатают, какой Бехтерев был храбрый человек и как погиб, смело выполняя врачебный долг".
Это было напечатано в еженедельнике "Аргументы и факты" в 1995 году и с тех пор неоднократно цитировалось (даже мною - несколько раз). Разумеется, можно предположить, что "сериальщики" этого не читали и не знают. Но не менее вероятно другое: знают, а сделали вид, что - нет. Так им нужно.
Хорошо, что хоть в обоих "знаковых" сериалах избежали соблазна показать, как Сталин руководит военными действиями по глобусу. А ведь тоже, как и в случае с Бехтеревым, имеется "авторитетный источник" - Хрущёв. Заявил же, и не где-нибудь, а на съезде партии, что "Сталин операции планировал по глобусу". Военные операции. "Да, товарищи, возьмёт глобус и показывает на нём линию фронта".
Кому поверим - анекдотчику Хрущёву или маршалу Жукову? Георгий Константинович в своих мемуарах чётко о Сталине написал: "Несомненно, он был достойным Верховным Главнокомандующим".
Увы, посмотрев "Детей Арбата" и "Московскую сагу", этого не скажешь. Глобуса избежали, но в остальном, что касается военного времени, всё, связанное со Сталиным, соответствует больше мстительным вымыслам Хрущёва, а не правдивым воспоминаниям Жукова и других выдающихся наших военачальников.
Не стану анализировать линию Саши и Вари (артисты Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова), да и другие сюжетные линии сериала. Повторю, я и не считаю любовную линию в фильме основной. Что касается других ответвлений от главного, сталинского, стержня, то о них можно сказать коротко: почти все они столь же убоги и однообразны, как в "Московской саге". Порой кажется, будто один сериал плавно перетекает в другой (так бывает с бесконечными фильмами про "ментов" на разных телеканалах - легко перепутать).
В самом деле. В "Московской саге" подлый соблазнитель интеллигентной девушки, выходец из рабочей семьи, с последующим абортом - и в "Детях Арбата" тоже. Там усыновление "кулацкого ребёнка" молодыми героями фильма - и здесь то же самое: благородная троцкистка усыновляет кулацкого Тарасика. Там одна из героинь не хочет ехать со своим мужем-военным на Дальний Восток - и здесь, только не с мужем, а с любимым. Там другая героиня рвётся из ненавистной "этой страны" с иностранцем в Америку - здесь во Францию. Там действие на определённом этапе почти полностью переносится в ресторан - и тут. Там то и дело чувствуется высокомерное отношение "элиты" к людям "второго сорта" - и здесь: достаточно вспомнить презрительный отзыв молодого антисталиниста про "какую-то доярку или свинарку", которая осмелилась высказывать своё мнение о пушкинской Татьяне из "Евгения Онегина". Ишь ты. Не пускать в калашный ряд!
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||