«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 46% |
Очевидно, применяя те же самые "методологические принципы", Яковлев и подчинённые лично ему средства массовой информации старались даже не упоминать слова "национализм" и "сепаратизм" применительно к набирающим силу конфликтам и очагам напряжённости на межэтнической и националистической почве в некоторых нерусских союзных республиках. Вот как Арчи Браун, симпатизирующий, между прочим, Горбачёву, объясняет в своей книге "технологию" этих методов и подходов: "Один из приёмов Горбачёва заключался в том, чтобы сначала вновь "пустить в обращение" определённые идеи и понятия, которые в силу ряда причин на протяжении предшествующих десятилетий просто вышли из употребления в советской общественной жизни и политическом словаре. В первые годы после своего избрания на пост генерального секретаря он применял их, добавляя к ним, как правило, прилагательное "социалистический".
Потом смысл и содержание таких, получивших "новую жизнь" "новаторских понятий", становились объектом дополнительных объяснений и толкований со стороны особо "реформистски" настроенных маститых представителей интеллигенции. В результате такой "вторичной обработки" к 1988 году понятие "социалистический" уже почти полностью вышло из употребления... То, что действительно впечатляло у Горбачёва, были не столько его "новшества" и "нововведения", сколько его способность придавать "гражданственность" совершенно чуждым марксизму-ленинизму идеям при помощи простой добавки к ним прилагательного "социалистический" или чего-нибудь другого в этом роде. Через год-два эти добавки просто становились лишними, но выше упомянутые немарксистские понятия и идеи уже воспринимались без каких-либо особых возражений".
Такими впечатлениями делится и Лигачёв в своей книге.
После 1987 года Яковлев уже совершенно открыто работал против социализма. Под его руководством и при его личном участии установка о "мирном сосуществовании" как о форме борьбы против капитализма всеми силами и средствами, кроме военных, приобрела уже совершенно иной смысл в духе якобы "обязательных для всех" в условиях современности так называемых "общечеловеческих ценностей".
Сам процесс "поиска" и "запуска в обращение" данного понятия, похоже, тоже не лишён довольно большой степени преднамеренности. Так, например, в изданной ещё в 1943 году в Нью-Йорке книге Г. Селсама "Социализм и этика" отмечается, что, по Ленину, такие классовые ценности рабочего класса как солидарность, сотрудничество, дружеская взаимопомощь, единство и др. будут обретать общечеловеческую, универсальную стоимость и станут общепринятыми по мере того, как общество социализма будет становиться уделом преобладающей части человечества и будет ею воспринято. При этом Ленин специально указывает на то, что рабочий класс особенно заинтересован в становлении такого вида этики, которая будет одновременно как классовой, так и общечеловеческой - в том смысле, что будет полезной и охватит непосредственно или в перспективе всех людей на земле.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||