«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 56%


         Давайте обратимся к двум самым "популярным" телевизионным программам, которые в минувшее десятилетие собирали огромную зрительскую аудиторию: "Фабрика звёзд" и "Большой брат". Почему они так популярны? Можно предположить, что зрителям понравилось само содержание - новизна идеи, но вполне возможно, что дело в социальной приемлемости, а может быть, даже в простом очковтирательстве. Ни одна из этих программ, несмотря на действительные или мнимые рейтинги и заверения в беспристрастности, не содержит сколько-нибудь убедительных причин, которые объяснили бы, зачем зрителям, сидящим в студии, участникам шоу или тем бедолагам, что сидят перед телеэкранами, нужно это смотреть.
         Во всех отношениях "Фабрика звёзд" является значительным достижением, настоящим образцом культуры для легковерных и убогих. Участники этого шоу красивее, стройнее, расчётливее, хитроумнее в плане манипулирования толпой, нежели их предшественники, - разве этого не достаточно, чтобы объявить их звёздами в извращённом мире телевидения?
         Более того, телевидение подняло статус "звезды" на недосягаемую для нормальных, реальных людей высоту. В понимании телевидения "звезда", или "знаменитость", - это псевдосупермен, призванный удовлетворить наши преувеличенные ожидания человеческого величия. Это высшая история успеха XXI века и погоня за иллюзиями. Была создана новая матрица, новые образцы для подражания, современные "герои", пригодные для массового производства, лишённые изъянов и способные удовлетворить рынок. Качества, которые позволяют человеку стать "рекламируемым в общенациональном масштабе брендом", по существу, представляют собой новую категорию душевной пустоты.
         Мир, который мы видим на телеэкране, каким-то образом выходит за рамки категорий добра и зла. Это мир сентиментальности, притворства, грима, мир людей, которые готовы пролить слезу перед рекламной паузой, а затем, к концу программы, вернуться с жизнеутверждающими взглядами на семейную жизнь.
         Это мир, возникший после беби-бума, после сдвига парадигмы, мир постреальности. Поэтому сегодня мы наблюдаем конфликт между поколением родителей и поколением детей, ставших взрослыми. Это не конфликт предрассудков; это конфликт реалий. "Мостом между поколениями и их системами ценностей послужил телевизор, стоящий в вашей гостиной. Он научил вас идти на компромиссы, разговаривать друг с другом. Он стал вашим утешением в условиях умопомрачительных перемен" (JI. Вольф).
         Успех "Фабрики звёзд" я могу объяснить только тем, что эта программа отражает депрессивный характер нашей эпохи - исторический момент беспрецедентной скупости, когда настроение и тяга к знаниям подстрекаются тем аргументом, что телезрителям всё равно ничем нельзя помочь, если у них ума кот наплакал.
         А ещё есть "Большой брат". Некоторые утверждают, что каждая телевизионная программа представляет собой небольшое моралите, где зрители осуждают злых участников и приветствуют добрых. Тон программы, с её отсылкой к проверенной временем модели прошлого, всегда заговорщический. Участники - самоуверенные, неистовые параноики. Вместо того чтобы свободно общаться, веря в то, что зрители в любом случае будут им симпатизировать, они рассказывают о своих тяготах и защищают свои интересы, что весьма неразумно, когда имеешь дело с крайне глупой аудиторией. Мне неприятно видеть, когда с людьми обращаются как с бумажными салфетками, но в современной дрянной культуре принято разменивать глубокие концепции на пустые цели. Первоначальная воля к победе уступает место смиренно-пораженческому настрою - именно такой видится современная Испания через призму навязчиво глобализированной, психотерапевтизированной, кокализированной американской морали.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100