«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 44%


         Но у этого феномена есть ещё один побочный эффект. "Хотя человек толпы становится более примитивным, более инфантильным и похожим на животное, он приобретает также обострённое чувство собственного могущества, тоща как его индивидуальное чувство ответственности за свои действия - что является ключевым фактором любых моральных суждений - сходит на нет" 153.
         В то же время, отнюдь не соглашаясь с тем, что всё должно быть направлено в сторону общей цели, Фрейд и Лебон игнорируют право человеческого разума поддаваться любопытству и идти туда, куда оно зовёт. В конце концов, любопытство означает неподконтрольность в самой чистой форме - а в Америке такое чревато тюремным заключением по обвинению в антиамериканской деятельности. Наследие западной христианской цивилизации защищает свободу индивидуального разума от гибельного воздействия массовой культуры, массовой пропаганды и массовой мобилизации.
         "Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны"154, - писал Фрейд в своём сочинении "Будущее одной иллюзии" (1927), где подвергал нападкам религию. С такими мыслями он был не далёк от Гитлера; более того, именно идеи Фрейда сформировали ядро нацистской философии.
         Задолго до публикации книги Гитлера "Моя борьба" Фрейд писал в "Психологии масс" о тех самых принципах руководства массами, вокруг которых было организовано нацистское государство. "Любая масса, будь то нация или случайным образом собранная группа людей, должна иметь вождя, - утверждал он, - человека, который придаёт ей свой "идеал Я", ценность. Вождь становится общим "идеалом Я" для всех членов группы и воплощением всех индивидуальных способностей, так же как загипнотизированный человек передаёт всю свою волю гипнотизёру. Именно вождь, - продолжает Фрейд, - служит общим связующим звеном для массы людей; общая привязанность к вождю позволяет им идентифицировать себя друг с другом, что придаёт массе форму и направление".
         Был ли Гитлер фрейдистом? "Известно, что Гитлер читал Лебона, - пишет Лонни Вольф в статье "Создание фашистского общества". - Читал ли он Фрейда и конкретно "Психологию масс", установить теперь невозможно. Но ясно, что те, кто привёл Гитлера к власти и направлял его курс, Фрейда читали, как и вся правящая элита того времени: ведь именно они пропагандировали фрейдистские безумства и распространяли их по всему миру" 155.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100