Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 0% |
В связи с чередой уходов деятелей отечественной культуры подумал, с какого момента советское искусство превратилось в совковое.
Мне кажется, примерная граница проходит по фильму "Девчата". Видимо, всё-таки он был одним из последних именно советских фильмов. "Карнавальная ночь", "Летят журавли" и даже "Весна на Заречной улице" сняты до "Девчат".
В них ещё заметен аристократизм и дендизм советско-имперского формата.
Самую зловещую роль в превращении советского искусства в совковое сыграл Гайдай.
С появлением Шурика, Бывалого, Труса и Балбеса ни о каком "аристократизме", а тем более "имперскости" речи уже быть не могло - искусство окончательно подстроилось под вкусы совковой ликующей гопоты-быдла.
Кроме того Гайдай, пожалуй, первым понял, что для того, чтобы иметь оглушительный успех у быдла, нельзя снимать профессионально, и сделал ставку именно на непрофессионализм и пошлость.
"Хлеб" у Гайдая на какое-то время отбили "Неуловимые мстители". Такое впечатление, что популярную трилогию снимал автор "Ивана Васильевича". Абсолютно та же стилистика. Ни одного отличия.
Последний гвоздь в гроб советской эстетики вбил Мотыль - явно вдохновленный бешеным успехом Гайдая и "Неуловимых".
Начал с того, что сделал из СОВЕТСКОЙ (хотя и написанной представителем либерального литературного крыла) повести Окуджавы СОВКОВУЮ комедию. "Белое солнце пустыни" адресовано той же гопоте, что и "Кавказская пленница". А уж перед "Звездой пленительного счастья" стоит снять шляпу.
Если бы меня спросили, какой фильм я считаю апофеозом совковой пошлости, я бы ответил, что Гайдай превратил в совков советских людей, "Неуловимые" превратили в совков советских детей и подростков, а Мотыль своим "Пленительным счастьем" окончательно и необратимо превратил в совков советских интеллигентов.
Правда, к тому времени почва для совковизации советской интеллигенции уже была щедро унавожена пошлейшим "Доживем до понедельника", и чтобы завершить полотно, оставалось нанести последний мазок. Он должен был быть не просто пошлым, а провинциально-балаганным.
Если после "Понедельника" интеллигенты - пусть и советской закваски - ещё нет-нет да и попадались в среде учителей и библиотекарш, то после "Звезды пленительного счастья" интеллигентов уже можно было встретить только в глубоком андеграунде - среди ночных сторожей, лифтёров и дворников.
Те же процессы в то же время проходили и в других видах искусства.
Кристалинская и Бернес - советские эстрадные певцы, а Пугачева и пришедшие вместе с ней - уже совковые.
Окуджава и Галич, как и большинство шестидесятников, органичное порождение советской эпохи - пусть они и стали в ней пятой колонной, а Высоцкий - уже целиком и полностью совковый продукт.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||