«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 43%


         Вместе с тем, в рамках современной концепции глобального пересмотра классической истории, появился ряд вполне добротных публикаций, отрицающих не только саму битву, но и совершенно по-иному трактующих ее главных "участников". Хорошим примером литературы подобного рода можно назвать, например, книгу С. Валянского и Д.Калюжного "Другая история Руси" (М., изд. "Вече"), где Тимур представлен крестоносцем...
         Что же касается информационных следов этого события, то и они весьма малочисленны.
         По трудно объяснимым причинам, художественное отражение этой битвы не состоялось (в отличие, например от знаменитой битвы на поле Куликовом или других столь же масштабных сражений древности). Более того, даже в научной литературе данное событие было освещено более чем сдержано.
         Возможно, это каким-то образом связано с личностями главных действующих лиц этого сражения - Тохтамышем (разорителем Москвы) и непобедимым Тимуром (с наследием и историей последнего вообще много таинственного (Согласно устойчивому народному поверью, вскрытие гробницы Тимура должно было повлечь за собой ужасные бедствия. Достоверно известно, что могила Тимура была вскрыта силами экспедиции академии наук СССР вечером 21 июня 1941 года, что самым таинственным образом совпало с началом Великой Отечественной войны. Данное "совпадение" настолько сильно поразило граждан СССР и так широко распространилось, что без официальной подпитки и тиражирования в СМИ пережило крушение СССР и становление новых социальных общностей в разделившихся республиках).
         Загадка информационного забвения данной битвы заставляет еще раз вспомнить еще более глобальную загадку, загадку исчезновения самого крупного и влиятельного государства в данном регионе - Золотой Орды.
         Несколько веков она буквально царила в Евразии. Но, когда русские утвердились на Средней Волге (в XIV веке), Великий Волжский путь от Казани до Астрахани уже проходил по весьма пустынным местам. И историки как-то особенно не старались объяснить, почему и куда, собственно, исчезли многолюдные и богатые татарские "Сараи".
         Вернемся к битве Тимура с Тохтамышем. Анализ сохранившейся информации о ходе этой компании и самого сражения порождает множество вопросов.
         Первый: почему сражение было принято Тохтамышем в изначально невыгодных условиях? Ведь к его началу армия Золотой орды только собиралась и спустя относительно небольшое время могла увеличиться практически вдвое. Не задействованные в данном сражении силы позволили Тохтамышу уже в течение 1391-1393 годов восстановить свою власть над Ордой и продолжить войну с Тамерланом. Что помешало Тохтамышу, маневрируя и уклоняясь от генерального сражения, выждать время, необходимое для подхода свежих сил? Из истории хорошо известно, что подобная выжидательная тактика всегда приносила успех обороняющимся кочевникам (яркий пример - война скифов и персидского царя Дария).
         Но известно, что Тохтамыш принял бой в довольно невыгодных условиях. Этого полководца сложно обвинить в военной некомпетентности и отсутствии полководческих талантов. Тогда получается, что данное место сражения было выбрано вполне осознано. Вот только вопрос второй - чем оно было так важно?
         Большинство исследователей обходят это вопрос полнейшим молчанием. Только один из историков конца XIX века, М.И. Иванин, дает на него вполне толковое объяснение: "В урочище Урю-Тюпя было местопребывания летней ставки ханов Золотой Орды. Там паслись бесчисленные стада, и кочевало множество народа..." (М.И. Иванин, "О состоянии военного искусства у среднеазиатских народов при Тамерлане" (1875) по книге "Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния", М:, "Гурат", 1992).
         Возможно, данного объяснения вполне достаточно, а возможно, и нет. В истории известно немало примеров оставления столиц, преднамеренной сдачи их неприятелю для обеспечения тактического преимущества. Другое дело, если, маневрируя, Тохтамыш заводил своего грозного противника в такое место, где тот бы понес весьма ощутимые потери. (Примером подобного рода может служить гибель немецких рыцарей на льду Чудского озера).
         Но в Среднем Поволжье вроде бы нет ничего похожего... Вместе с тем, народная память, обладающая совершенно иными чертами, чем научная или официальная духовная, дает крайне интересную зацепку, объясняющую место выбора состоявшегося сражения. Здесь речь идет о народной легенде о так называемой "стреле Тохтамыша". Впервые внимание на эту легенду обратил самарский краевед Виктор Пылявский.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100