«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 31%


         Определенным стимулом, подхлестнувшим интерес волжан к "необычному", стала фиксация массового появления НЛО, особенно событие 13 сентября 1990 года - "атака" НЛО на одну из военных локаторных станций.
         В этой связи, сформировавшаяся в начале 80-х годов на волне пробудившегося интереса к "необычному" в местном контексте группа самарских исследователей оказалась перед настоящей целиной практически не тронутого информационного поля.
         Так что же удалось сделать почти за двадцать лет упорной работы?
         Важнейшей чертой местного материала о "необычном" явилось то обстоятельство, что, при удивительной схожести сюжетных линий, местный материал о "необычном" обладал невероятно низким потенциалом воспроизводимости (известности) и практически нулевой документально-исторической привязкой.
         В современной повседневной жизни необычное чаще всего демонстрирует себя в информационной сфере (это сообщение, рассказ, быличка, миф и т.д.), реже встречается материальное проявление (объект, процесс, воздействие и т.д.) или его след, в большей или меньшей степени сохранившемся на местности. Большинство современных исследователей признают, что значение необычного изучено плохо. (Подробнее смотри: Найсер У. "Познание и реальность", М., Прогресс, 1981; Пивеев В.М. "Мифологическое сознание как способ освоения мира", Петрозаводск, 1992; Новичкова Т.А. "Эпос и миф. Городские легенды", СПб., Наука, 2001; "Современный городской фольклор", М., Наука, 2003).
         В этой связи самарская группа "Авеста" в какой-то степени продолжает работу, начатую на Западе таким исследователями, как, например, Ч. Форт и К.Г. Юнг (Чарльз Форт "1001 забытое чудо", СПб, 1997; К.Г. Юнг "Один современный миф", М., Наука, 1993).
         В СССР в данном направлении особо успешно работали такие исследователи как В.Санаров и доктор философских наук А.М. Буровский. (В. Санаров "НЛО и энлонавты в свете фольклористики", журнал "Советская этнография", N2, 1979; А. Буровский "Необычные истории разных градов и весей"// Сборник "Сибирская жуть" N1, N3, N5 Красноярск "Олма-Пресс", 2000-2002).
         Более двадцати лет (в период с 1984 по 2006 год) самарская группа исследователей-краеведов вела сбор и, по возможности, проверку любых сообщений о необычном, таинственном и загадочном в Поволжье, изучая так называемое современное мифологическое пространство Поволжья. Здесь следует отметить, что, высказав данное замечание, исследователь попадает на весьма зыбкую почву, поскольку в настоящее время нет не только единого понимания, что такое современная мифология, но и общепринятого определения самого термина "мифология".
         В настоящее время в современном обществе довольно четко прослеживаются три мифо-положения:
         - миф об "иных", включающий в себя рассказы о нлонавтах (и НЛО), предтечах, мутантах, оборотнях и т.д.;
         - миф об "ино-реальности", включающий представления о "терра инкогнита", параллельных мирах и пространственно-временных переходах;
         - миф о "жизненной силе" и "преображении".
         Все три выше перечисленных направлениях вполне характерны и для территории Самарской Луки.
         Некоторые результаты проделанной работы были представлены в серии книг "Современные мифы Поволжья" ("Легенды Волжских Подземелий", "Миражи над Жигулями", "Играющие Тени"), а также в серии газетных и журнальных публикаций.
         В этих книгах была сделана попытка соединить мифологическую составляющую информации о различных волжских чудесах и загадках с информацией по реально существующим объектам и данными, собранными в ходе многочисленных полевых экспедиций. Тем самым была проведена большая кропотливая работа по сбору крайне рассеянной информации о любых проявлениях "необычного" в Среднем Поволжье.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100