«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 8% |
Разработка конструкции собственно атомного заряда "РД-1" (позднее, во второй половине 1946 года, названного "РДС-1") была начата в НИИ-6 в конце 1945 года, то есть еще до создания КБ-11. Разработка началась с модели заряда в масштабе 1/5 натурной величины. Работы проводились без ТЗ, а исключительно по устным указаниям Ю.Б.Харитона. Первые прорисовки делались Терлецким Николаем Александровичем, который работал в НИИ-6, в отдельной комнате, куда вход был разрешен только Ю.Б.Харитону и Е.М.Адаскину - зам.директора НИИ-6, осуществлявшего общую координацию работ с другими группами, начавшими разработку быстродействующих детонаторов для обеспечения синхронного подрыва группы электродетонаторов и работы по системе электрического задействования. Отдельная группа стала заниматься подбором взрывчатых веществ и технологий изготовления необычных форм деталей из ВВ.
В начале 1946 года модель была разработана, а к лету изготовлена в двух экземплярах. Испытание модели проводилось на полигоне НИИ-6 в Софрино.
К концу 1946 года была начата разработка документации на натурный заряд, отработка которого стала проводиться в КБ-11, где в начале 1947 года в Сарове были созданы первоначально минимальные условия для изготовления блоков и проведения взрывных работ (детали из ВВ, до пуска в эксплуатацию завода N2 в КБ-11, поставляли из НИИ-6).
К началу разработки атомных зарядов отечественные ученые-физики, в какой-то степени, были готовы к тематике по созданию атомной бомбы (по своей предыдущей работе), а для конструкторов эта тематика была совершенно новой. Они не знали физических основ заряда, новых материалов, применяемых в конструкции, их физико-механических свойств, допустимость совместного хранения и т.п.
Конструкция заряда была сделана с учетом отечественных технологических возможностей и с обеспечением прочностных и эксплуатационных требований, определяемых нашими условиями.
Крупные размеры деталей из ВВ, их сложные геометрические формы и жесткие допуски потребовали решения многих технологических проблем (так, за изготовление крупногабаритного корпуса заряда специализированные предприятия страны не брались), и пришлось опытному заводу No. 1 (КБ-11) изготовить образец корпуса, после чего эти корпуса стали изготавливать на Кировском заводе в Ленинграде. Крупногабаритные детали из ВВ первоначально были изготовлены также в КБ-11.
При первоначальной организации разработки составных элементов заряда, когда к работам были привлечены институты и предприятия различных министерств, возникла проблема, связанная с тем, что документация была разработана по различным ведомственным руководящим материалам (инструкции, технические условия, нормали, построение чертежного обозначения и т.д.). Это положение сильно затрудняло производство из-за больших различий в требованиях к изготавливаемым элементам заряда. Положение было исправлено в 1948-1949 годах с назначением заместителем главного конструктора и начальником научно-конструкторского сектора КБ-11 Н.Л.Духова. Он привез с собой из ОКБ-700 (из Челябинска) принятую там "Систему чертежного хозяйства" и организовал переработку ранее разработанной документации, приведя ее к единой системе. Новая система лучшим образом подошла к условиям нашей специфичной разработки, предусматривающей многовариантную проработку конструкций (в силу новизны конструкций).
Что касается радио- и электротехнических элементов заряда ("РДС-1"), то они целиком отечественной разработки. Причем, они разрабатывались с дублированием наиболее ответственных элементов (для обеспечения необходимой надежности) и возможной миниатюризации.
Жесткие требования к надежности срабатывания заряда, безопасность работы с зарядом, сохранение качеств заряда в период гарантийного срока его годности обусловили тщательность отработки конструкции. Ибо, в конечном итоге, ответственность за работоспособность заряда, за весь период эксплуатации, лежит на главном конструкторе и конструкторах-разработчиках.
В "Заключении о ходе работ по объекту" 18 октября 1947 года Н.Н.Семенов, А.П.Александров и Я.Б.Зельдович отмечают, что "для работы по критическим массам строится павильон; до сих пор в КБ-11 не ведется никакой подготовки методики и проработки способов безопасного ведения эксперимента".
За последующий год ситуация изменилась, и в Протоколе от 5 января 1949 года по обсуждению работ по определению ядерных констант и критической массы плутония в КБ-11 по докладу Г.Н.Флерова констатируется, что критическая масса будет определяться тремя методиками, а стенд для измерения критической массы находится в стадии изготовления.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||