Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Больше всего это похоже на сон или на кадры из фантастического фильма. В воздухе - несколько десятков метров над землей - по рельсам без шпал (кажутся тоненькими, и смотреть жутковато) скользят странные вагоны, похожие на вытянутые капли. Некоторые прозрачны. Скорость огромная: по земле так не ездят. Почти полет. Автомобиль?.. Поезд?.. Ракета?.. Ни то, ни другое, ни третье: "юнилет". Можно "юнибус" - в зависимости от назначения. Вообще название у этой штуки романтичное - под стать внешнему виду: струнный транспорт. Струнный - потому что рельсы натянуты подобно струнам. Ничего похожего нигде в мире нет.
Увы: этого и у нас нет. Хотя струнный транспорт существует уже многие годы. Не просто существует - ездит, и не только по экрану монитора. Придумал и разработал его фактически в одиночку наш соотечественник Анатолий Юницкий. Круг единомышленников и штат сотрудников сложился позже. Еще позже появился участок струнной дороги длиной в 150 метров в подмосковных Озерах. Но далее - ничего.
Анатолий Юницкий - ее создатель, тот самый, от чьего имени в названии транспорта приставка "юни-", сразу вызывающая в воображении и универсальность, и единение, и глобальность... - очень протестовал против того, чтобы в его детище видели некую фантастику. Ну какая фантастика, когда мы - москвичи-то уж точно - просто сегодня могли бы на этом ездить? Многие ли помнят (а газеты, между прочим, писали!), что еще два года назад в Москве собирались строить кольцевую струнную дорогу? Она соединила бы все московские аэропорты между собой и каждый из них - с ближайшей станцией метро. К 2005-му было бы готово. Нет, не прокатимся мы по воздушным рельсам. Причина, утверждает конструктор, элементарнее некуда: денег нет. И только? Неужели только в этом дело? Настаивает: исключительно в этом.
- И это при том, - доказывал Юницкий, - что струнный транспорт гораздо дешевле автомобильного. Дело не только в материалах и конструкциях, хотя нам действительно не надо ни шпал, ни асфальта; не нужны мосты, виадуки, насыпи... Современные дороги - автомобильные, железные - забирают самый главный ресурс: землю - от 2 до 10 гектаров на километр. Между прочим, 20-30 сантиметров гумуса природа нарабатывала миллионы лет. Когда строят дорогу, миллионы лет эволюции уничтожаются в два счета. Американцы уже закатали в асфальт территорию, равную территории Греции.
А у нас земля идет только под опору: меньше квадратного метра. На километр - 20-60 опор. Это одна сотая гектара. Наш транспорт не подминает под себя окружающую среду, не загрязняет ее. В освоенных наземных видах транспорта скорость движения ограничена: чем она выше, тем больше уходит энергии. А наши модули избавлены от необходимости преодолевать лишнее аэродинамическое сопротивление - бороться с "эффектом экрана", который возникает из-за близости днища машины к земле. Мы используем стальное колесо. КПД у него в 100 раз выше, чем у резинового. На преодоление сопротивления качению высокоскоростному автомобилю весом 10 тонн нужно 500 киловатт мощности. Нашему модулю - 5. Он может развивать скорость до 500 километров в час (выше не имеет смысла - придется входить в вакуумную трубу). Оптимальная скорость - 300-350 км/час. Начинать можно со 150-200.
- И на чем это движется?
- Двигатель может быть какой угодно: и электрический (кстати, самый дорогой), и внутреннего сгорания (самый дешевый), можно на солярке, на водороде, на природном газе работать. У скоростного транспорта (больше 200 км/час) 95% энергии уходит в аэродинамику, поэтому я направил усилия на улучшение аэродинамики и добился этого: снизил коэффициент лобового сопротивления раза в четыре по сравнению с автомобилем. Значит, мы и расход топлива уменьшаем в четыре раза. И соответственно - выхлоп, загрязнение...
При таких скоростях мы сможем ездить на работу за сотни километров, жить в чистых городах. У меня есть программа создания принципиально по-новому устроенных мегаполисов. Вдоль одноэтажных коттеджей, пересекаясь, как линии шахматной доски, через каждый, допустим, километр проходят скоростные трассы. Под ними ходят люди, растут деревья... Так можно без нагрузки на природу расселить порядка десяти миллионов человек!
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||