«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 51% |
Феномен сектантства, по мнению автора, проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности в социуме.
Сектантство - это социальный феномен, представляющий собой совокупность деструктивных взглядов и действий, направленных на конфронтацию с социальными и государственными институтами, создающий в сфере духовной жизни общества систему, состоящую из:
- антисоциальной (секулярной или религиозной) веры;
- деструктивного (секулярного, религиозного или псевдорелигиозного) культа;
- организации (секулярной, религиозной или псевдорелигиозной секты).
Сектантство не существует вне конкретных лиц (индивидуумов), их поведения и деятельности, поэтому сектантство является не просто социальным, а социально-психологическим феноменом. Характерными чертами сектантства являются также:
- фанатизм и агрессивность приверженцев того или иного учения;
- их крайняя враждебность к инакомыслящим;
- противопоставление узкогрупповых интересов секты общественным интересам и интересам личности, в том числе и самих адептов.
Рассматривая различные функции сектантства в обществе: мировоззренческо-идеологическую, познавательно-развлекательную, дезинтегрирующую, субкультурологическую и ценностно-ориентирующую, автор приходит к выводу, что феномен сектантства многогранен и, существуя в определённых социальных, политических, экономических условиях, имеет свою особую социальную направленность, часто девиантно-деструктивную или делинквентную.
Но в секты попадают люди не только с явной девиантно-деструктивной, делинквентной направленностью, но и лица социально адаптированные. Человек рассматривается автором как существо социальное, развивающееся в социуме и функционирующее в единстве биологического, социального и духовного. Во всём многообразии со своей субъективностью, индивидуальностью и противоречивостью человек активно утверждает себя через познание и преобразование окружающего мира, совершенствование самого себя. Это позитивное стремление человека к развитию умело используют для вовлечения в секты, обманывая лиц, пытающихся реализовать свой духовный, интеллектуальный, физический потенциал, предлагая первоначально не какое-то сектантское учение, а участие в семинарах и курсах, на которых декларируются социально одобряемые цели.
Исследуя причины-потребности к созданию и вовлечению (в том числе насильственному) одними личностями и уход в секты (по разным причинам, в том числе и в результате обмана) других личностей, автор делает вывод, что на данный процесс в равной степени влияют социально-политические, экономические и психологические факторы (объективные и субъективные причины). Основной причиной ухода человека в секту, по мнению автора, является - неудовлетворенность своей жизнью, стремление что-то изменить в себе и окружающем мире.
Существует три вида сектантов: создатели, вербовщики и вовлекаемые последователи. Руководители-лидеры сект и так называемые "посвящённые", вербовщики используют для вовлечения и удержания в секте методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что выражается в действиях, совершаемых индивидуумом без осознания их истинной сути и цели, приводящих к причинению вреда здоровью, имущественному и социальному положению, духовному.состоянию, как самого индивидуума, так и окружающих его людей.
В большинстве случаев основу манипуляции составляют действия, направленные на возбуждение низменных и примитивных влечений человека, удовлетворяя которые, он неизбежно искусственно задерживается в своём личностном и духовном развитии. Агрессивная манипуляция во всех проявлениях носит ярко выраженный деструктивный характер.
В целях превращения неофитов в фанатичных адептов секты и постоянного контроля над ними, руководители сект применяют методы подавления личности, условиями их успешного использования является:
- постоянное навязывание методик, вызывающих транс;
- требование принять стиль жизни секты;
- ревизия критического мышления;
- информационный контроль - обязанность активно изучать культовую сектантскую литературу и иные сектантские источники информации;
- запугивание (угрозы);
- изоляция - адептам рекомендуют (или принуждают) максимально сократить всякие связи вне секты, в том числе родственные, дружеские и деловые;
- контроль интимных отношений (в том числе сексуальных);
- финансовые обязательства - передача движимого и недвижимого имущества в распоряжение руководителей сект.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||