«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 43%

Структура диссертации


         Диссертация состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основное содержание работы


         Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее научной разработанности; определены объект, предмет, цели, задачи, методологические основы исследования; раскрыта научная новизна работы и сформулированы положения, выносимые на защиту; дана характеристика теоретического и практического значения результатов исследования, приводятся данные по апробации результатов исследования.
         Первая глава - "Социально-философская сущность сектантства" посвящена социально-философскому исследованию сектантства, проводится анализ понятий, признаков, классификаций сектантства, предложенных отечественными и зарубежными исследователями, обращается внимание на то, что до настоящего времени наиболее полно были изучены два вида сектантства - религиозное и псевдорелигиозное сектантство.
         Основываясь на результатах исследований в области философии, социальной философии, истории философии, социологии, социологии религии, религиоведения, автор раскрывает эволюцию представлений о сущности таких понятий, как "сектантство", "секта"; определяет критерии отличия сектантства от других социальных феноменов и его значение (и связанных с ним понятий) в философской и социологической литературе; выявляет общие и основные признаки сектантства и различного рода сект.
         По мнению автора, секты - это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные), для достижения которых руководители сект (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической личностной и групповой зависимости. Используя духовные и материальные результаты деятельности личности в узкогрупповых интересах, осуществляя контроль (тотальный или локальный) за всеми сферами жизни адептов, сектанты открыто или тайно противопоставляют себя отдельным социальным группам, обществу, государству или мировому социуму в целом, лишая при этом прав одних членов и наделяя особыми правами других.
         Секта - это не только специфическая религиозная форма организации, но и любая псевдорелигиозная и светская организация, характеризующаяся рядом определённых признаков, основными из которых являются следующие:
         - двойственность учения (в сектах существует учение официальное, открыто пропагандируемое сектой, предназначенное для представления обществу, потенциальным и рядовым адептам и учение тайное - тайная доктрина, известная только лидеру, руководству секты и так называемым посвящённым);
         - строгая иерархичность организации (руководство секты, рядовые адепты, неофиты);
         - руководством сект в отношении адептов, неофитов применяются методы агрессивного манипулирования личностью и подавления личности (контроля и деформации сознания);
         - причинение физического, морального и материального вреда как адептам, так и не членам секты.
         Секты можно классифицировать по разным основаниям:
         - в соответствии с пропагандируемым учением - религиозные, псевдорелигиозные, светские;
         - в свою очередь религиозные и псевдорелигиозные секты могут рассматриваться в зависимости от способов разработки и усвоения религиозной мысли как рационалистические и мистические;
         - в соответствии с происхождением учения:
         - первичные - эксклюзивные отрицают существующие идеологии, предлагая оригинальное учение;
         - вторичные - еретические, основу которых составляют уже известные религиозные и светские идеологии;
         - синкретические - соединяющие в себе противоречащие друг другу элементы разных учений;
         - в соответствии с особенностями учения:
         - религиозные - христианские, исламские и т.д.;
         - псевдорелигиозные - теософские, спиритические и т.д.;
         - светские - научные, псевдонаучные, коммерческие и т.д.;
         - в соответствии с направленностью деятельности, степенью контроля над адептами и формой организации:
         - псевдодемократические и тоталитарные;
         - в соответствии с территорией появления:
         - восточные и западные;
         - в соответствии с территорией распространения и количеством адептов:
         - локальные и универсальные.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100