«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%


         И все же мнение свое он высказал, несмотря на запреты импресарио Брайана Эпштейна, требовавшего от исполнителей: паясничайте, дурачьте публику, но - не дай бог! - не касайтесь серьезных политических вопросов. Спецслужбы, конечно, воспользовались откровенностью Леннона: ему, тогда еще не во всем разобравшемуся кумиру, инкриминировали "красную пропаганду". С годами неприятие милитаризма стало его творческим кредо, а первое досье положило начало планомерной травле музыканта.

Покинув "золотую клетку"


         В молодости, когда "Битлз" только начинали "покорять", чаще вопреки своему желанию, так называемую "солидную публику", Леннон, по натуре человек задиристый, не упускал возможности сказать власть имущим пару-другую колкостей. Но делал это, как сам признавался, в шутливой форме - "чтобы не слишком дразнить гусей".
         Брайан Эпштейн старался представить своих подопечных вполне респектабельными музыкантами, придать им внешний лоск. Но в душе они, особенно Леннон, оставались непокладистыми, норовистыми юнцами, готовыми на компромисс лишь в том, что не касалось их внутренней свободы - возможности при случае критически оценить общество "жирных котов". Но если остальные долгое время просто эпатировали "общественный вкус", то Джон предпочитал действовать иначе: он вкладывал в слова песен хотя и двусмысленный, порой "зашифрованный" смысл, но все же достаточно ясный, чтобы вызвать неудовольствие денежных тузов и политиканов.
         Со временем каждый занял определенную социальную позицию. Самую четкую, - однозначную, - Джон Леннон. "Внушают тебе, что ты жалок и мал, с рожденья на жизнь ни минуты не дав. Умен - ненавидят, дурак - оплюют... Герой из рабочих, кем должен ты быть?.." - эти строки из песни "Working class hero" ("Герой рабочего класса"), записанной в декабре 1970 года, определили направленность всего дальнейшего творчества Джона.
         Товарищи не сразу и не во всем отнеслись с пониманием к начинаниям Леннона-гражданина. Они полагали, что творчество не должно иметь ничего общего с политикой, а если и пытались выразить неприятие "ценностей отцов", уходили все же от главного вопроса: отношения артиста к проблеме сохранения мира на земле.


         - Всё началось после того, как Джон снялся в антивоенном фильме "How I won the war" ("Как я выиграл войну"), - рассказывала его жена Йоко Оно. - Он первым из всех членов ансамбля понял, что, пока они пытались достичь вершин творческого мастерства, шоу-бизнес успел превратить их в идолов, упрятать в золотую клетку, вырваться из которой можно было, лишь отказавшись от союза с дельцами, насаждавшими битломанию. Но Пол, Джордж и Ринго, не разобрались тогда, что к чему. Им казалось, что заниматься "чистым искусством" важнее...
         (Копия ленты "Как я выиграл войну", которую Джон снимал в Испании, покинув на время своих друзей, попала вместе с другими "компроментирующими" материалами в начавшее уже пухнуть досье ФБР).
         Леннон же, несмотря на разногласия, отстаивал свою точку зрения. "Я переломил себя - начал уважать слово. Причем не только в песне". Но главное, он начал уважать в себе человека, личность. "Молчать больше нельзя. Я буду отвечать на вопросы о войне. Мы не можем игнорировать ее". И тут же его миролюбивые начинания стали фиксироваться на кино- и фотопленки, на магнитофонные ленты. Агенты ФБР поспевали всюду. К тому времени, когда супруги Леннон прибыли в Нью-Йорк в сентябре 1970 года, чтобы добиться вида на жительство, в архивах на Пенсильвания-авеню хранилось не менее сотни "изобличающих" документов. Например, таких: "Миром правят жадность и предрассудки, а еще больше - несправедливость". Это было основной идеей почти всех песен, записанных на диске "John Lennon and Plastic Ohno Band" ("Джон Леннон и Плэстик Оно Бэнд"). Пластинка осуждала мир наживы, безразличия к судьбам людей, которые лишены самого необходимого.
         "The dream is over!" ("Сон кончился, пора браться за дело"), - звучит в одной из композиций ("God"), и фэбээровцы в панике: "Призыв к бунту!"
         В марте 1971 года выходит пластинка-миньон "Power to the people" ("Власть народу") - песня зовет к распределению богатства между неимущими. В "дело Леннона" вмешиваются специалисты из Лэнгли - они устанавливают за ним собственное наблюдение. А в октябре того же года Джон выпускает диск "Imagine" ("Представь себе"), где выдвигает программу:
         "Imagine no possessions i wonder if you can no need for greed or hunger a brotherhood of man imagine all the people sharing all the world..." ("Представь себе - нет собственников, нет голодных, и не за что умирать, и незачем умирать... Представь себе - все люди живут ради мира и каждый является владельцем всего").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100