«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 30% |
С учетом ограничений, которые ресурсная база накладывает на численность СОН при значительном повышении их качественного уровня, оптимальный потенциал ядерного сдерживания в перспективе приобретает особую важность. Безусловно, и на глобальном, и на региональном уровне ядерное оружие - самое действенное средство сдерживания от нападения с применением аналогичного оружия и, возможно, других видов ОМУ. Что касается сдерживающего эффекта ядерных средств против сил общего назначения, то это вопрос спорный и неоднозначный, особенно если противник в дополнение к превосходству по СОН будет иметь собственные стратегические силы и тактическое ядерное оружие (ТЯО).
С уверенностью можно говорить только об одном: в названных условиях сами по себе оперативно-тактические средства даже в большом количестве будут немногого стоить без "прикрытия" в виде неуязвимых, эффективных и мощных стратегических ядерных сил. Без них ТЯО станет играть скорее провокационную роль, побуждая противника к нанесению упреждающего удара по тактическим и стратегическим силам России. При численности 550-600 тыс. человек около 200 тысяч приходилось бы на рода войск с наивысшим уровнем технизации, наибольшей пропорцией офицеров и рядовых-контрактников и (или) на войска, находящиеся в повышенной боевой готовности: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и другие составляющие СЯС, Военно-космические силы (ВКС), Ракетно-космическую оборону (РКО), части ПВО в составе ВВС, Ядерно-технические и Воздушно-десантные войска (ВДВ). Эти рода войск следует первыми и полностью переводить на контракт, что было бы относительно недорого: дополнительно 3% к военному бюджету 2003 года.
Нынешний официальный план Министерства обороны по переводу на контракт половины войск к 2011 году является типично бюрократическим затягиванием процесса (видимо, в расчете на его "естественное умирание"), что не даст ни положительного военного эффекта, ни экономии средств, ни решения насущных проблем армии и оборонного комплекса. Усилиями Генштаба и командования видов ВС сокращение численности войск практически сошло на нет и остановилось на уровне 1,1-1,2 млн человек. Тем самым аннулируется потенциальная внутренняя экономия по статье "Содержание", необходимая для существенного улучшения качества личного состава, оснащения и боевой подготовки. "Эксперимент" Минобороны с переводом на контракт одной линейной дивизии (вернее, еще одной, наряду с 201-й дивизией, дислоцированной в Таджикистане) имеет мало смысла и в военном отношении, и как "опытный образец". Весьма произвольна и необоснованна практика Генштаба по выделению во всех видах ВС отдельных частей и соединений постоянной боевой готовности. Эта практика не более чем дань традициям холодной войны, поскольку, помимо упомянутых выше родов войск (РВСН, РКО, ПВО и пр.), полки и дивизии общего назначения из состава Сухопутных войск, ВВС и ВМФ больше нет нужды держать в повышенной готовности в расчете на "внезапное нападение" Запада.
Сейчас, по новому Договору о стратегических наступательных потенциалах, мы уходим на уровень значительно ниже 1700-2200 боезарядов. При этом нам надо очень серьезно думать именно о том, как сбалансированно развивать весь комплекс своих сил и средств ядерного сдерживания, как стратегических, так и средств оперативно-тактических и тактических. У США значительно большее место занимает морской компонент стратегических ядерных сил. Мы же сейчас возвращаемся к идее: значительно более весомая доля наших ядерных сил и средств должна быть на носителях наземного базирования, но отнюдь не должна сводить наши стратегические ядерные силы (СЯС) к "стратегической монаде" в виде наземных межконтинентальных баллистических ракет, как это предлагают некоторые военачальники.
Нам необходимо сохранить и морской, и авиационный компоненты СЯС, пусть даже последний будет сравнительно небольшим. Трехкомпонентность наших СЯС плюс средства оперативно-тактические и тактическое ядерное оружие позволяют даже при значительно более низких потолках обеспечить большую надежность ядерного сдерживания за счет более высокой степени боевой устойчивости всех сил и средств ядерного сдерживания, на необходимость модернизации которых указывает президент России в своем послании Федеральному Собранию от 16 мая этого года.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||