«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%

2. Методология


         Принято считать, что поиски чужих артефактов на Луне не нужны, поскольку их там нет. При этом мы попадаем в зацикленный логический тупик: нет находок, следовательно нет поисков, следовательно нет находок, и так далее. Разорвать этот порочный круг и призван проект SAAM. Дистанционные методы зондирования Земли с успехом применялись для археологических исследований нашей планеты. Достаточно ли только такой техники для обнаружения искусственных сооружений на Луне и других планетах? Вряд ли, если планетологи мыслят только категориями естественных формаций. Например, крепость-храм Кой-Крылган-кала древнего Хорезма (Узбекистан, IV в. до н.э. - I в. н.э.) выглядела как типичный ударный кратер до раскопок 1956 года (Рис.1). Среди множества кратеров Луны Кой-Крылган-кала была бы просто незаметна для планетологов.

Рис. 1. Древнехорезмская крепость Кой-Крылган-кала выглядит как ударный кратер на аэрофотоснимке (слева); ее искусственность очевидна лишь после раскопок 1956 года (справа) (лит.6).


         В отличие от планетологической презумпции естественности (считается что все детали поверхности небесных тел естественны), в основе практики археологов лежит априорное допущение возможности существования артефактов. Если мы примем эту возможность, то тогда можно распространить критерии поиска, предложенные К.Саганом для Земли (лит.7), к другим планетам:
         "Представим фоторазведку Земли в отраженном видимом свете, выполняемую с борта орбитального космического аппарата. Мы считаем что мы компетентны в геологии, но не имеем априорной информации об обитаемости Земли. Фотографии Земли при разрешении на поверхности вплоть до 1 км показывают много деталей интересных с точки зрения геологии и метеорологии, но ничего биологического. При разрешении в 1 км даже при очень хорошем контрасте нет признаков жизни, разумной или иной, в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Москве или Пекине. Мы обследовали многие тысячи фотографий Земли при этом разрешении с отрицательными результатами. Однако, когда разрешение улучшено приблизительно до 100 м, несколько сотен фотографий 10х10 км оказались подходящими для обнаружения земной цивилизации. Узоры выявляемые при разрешении 100 м являются сельскохозяйственным или городским преобразованием земной поверхности в прямоугольные решетки... Эти узоры было бы крайне трудно понять в геологическом смысле даже на планете обильно покрытой разломами... И именно это отклонение от термодинамического равновесия привлекает наше внимание к таким фотографиям".
         В 1962 году К.Саган говорил о возможности открытия чужих артефактов на Луне, отмечая что "грядущая фоторазведка Луны с космических аппаратов - особенно ее обратной стороны - должна предусмотреть эту возможность" (лит.8). Прямоугольные узоры на аэрофотоснимках принято рассматривать как признаки культуры при дистанционном зондировании Земли или в воздушной археологии (лит.9). При этом представляется разумным искать прямоугольные узоры и на Луне. Например, допустим, что аналог проектируемой современной лунной базы был построен на Луне очень давно (например, 1-4 миллиарда лет назад). Такие сооружения должны были бы сооружаться под поверхностью для защиты от ионизирующих излучений и метеороидов. Теперь эти древние структуры должны выглядеть как эродированные системы низких гребней и депрессий, покрытых реголитом и кратерами (Рис.2).

Рис. 2. Моделирование вероятного вида древнего поселения на Луне, снятого камерой HIRES космической станции "Клементина" (слева). Эрозия стирает следы конструкции на поверхности (центр), но обработка снимка фильтром SAAM выявляет прямоугольную аномалию (справа).


         Множество лунных изображений, сделанных космическим зондом "Клементина", доступны в цифровой форме (лит.10). Предыдущие исследования по лунному SETI (лит.11) использовали изображения камеры ультрафиолетового и видимого диапазонов (UVVIS). Разрешение изображений UVVIS составляет порядка 200 метров. Согласно критерию обнаружения, использованному Саганом, это разрешение недостаточно даже для обнаружения нашей собственной цивилизации на Земле. Так даже пирамида Хеопса целиком поместилась бы в одном пикселе изображения. Исследования Луны при этом разрешении, по-видимому, не выявит убедительных доказательств существования искусственных структур. С другой стороны, камера высокого разрешения (HIRES) "Клементины" создала изображения подходящего разрешения (9-27 м), но они гораздо более многочисленны (около 600.000 изображений) и поэтому в основном неисследованы. Следующая секция обсуждает алгоритмы для автоматического сканирования большого числа HIRES-изображений с целью поиска потенциальных артефактов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100