«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 88% |
Еще в апреле-мае 1998 г., когда у Минфина в расчетах с ЦБ по выплатам погашаемых ГКО начались серьезные накладки, воровская команда приступила к завершающей фазе. Операция, как всегда, была подготовлена исключительно профессионально, однако реализовать максимально планы гангстеров от финансов помешало неожиданное вмешательство Сбербанка России. Если почитать истерическую переписку чиновников Минфина со Сбербанком в июне 1998 г. об участии Сбербанка в планируемом "свободном" тендере по обмену ГКО на еврооблигации России, станет понятно для каких целей и в чьих интересах данный обмен планировался. Дело в том, что понимая, что деньги в стране заканчиваются и украденное уже не затыкают кредиты МВФ, команда Геращенко придумала остроумную комбинацию, позволявшую украсть даже из будущих доходов России.
Смысл этой комбинации состоял в том, что значительная часть ГКО, погашение которых, как хорошо знали аферисты, уже невозможно из-за отсутствия денег в казне, должна была быть обменена на внешние обязательства России в виде еврооблигаций. Кроме фиксирования своих прибылей в твердой валюте мошенники зарабатывали также на неравноценном обмене, т.к. стоимость новых российских обязательств должна была превысить стоимость ГКО. Основанием этой операции явилось постановление Правительства РФ от 20.798 n843. Всего было обменено 5.935.093.000 долларов США по курсу 6,2230. Этот огромный дополнительный внешний долг был повешен на Россию на 7-20 лет. Кроме того, только за посреднические услуги в этой грабительской операции Российское государство выплатило 33.587.732,50 долларов США. Эти комиссионные естественно получили близкие к Геращенко иностранные компании - Goldman Sachs, Morgan Guaranty Trust Company of New York и Citibank. "В результате обмена ГКО на облигации внешних облигационных займов от 24.7.98... увеличение государственного долга вследствие обмена составило 9.597.306.198,3 руб. (1,543 млрд долларов). В результате обмена ГКО на облигации ВОЗ произошло также увеличение расходов на обслуживание государственного долга. Помимо этого, федеральный бюджет взял на себя убытки владельцев обменивавшихся ГКО (читай: Геращенко и Ко. прим. ред.), связанные с падением курса рубля против верхней границы валютного коридора. Однако даже без учета девальвации рубля параметры обмена обеспечивали неоправданно высокую доходность по доллару США на даты приобретения обмениваемых ГКО на аукционах. Обмен ГКО на облигации ВОЗ имел, таким образом, отрицательные последствия для федерального бюджета". Зато - самые положительные для "группы товарищей"...
Весь пакет обмененных еврооблигаций их создатели планировали выкупить себе через Credit Suisse First Boston, ING Bank, Mосковский Международный Банк. Подвела жадность. В последний момент Сбербанк России совершил немыслимое и успел поучаствовать в тендере по обмену, на котором его на самом деле никто не ждал. Условия тендера были составлены так, что практически невозможно было успеть за несколько дней оформить необходимые документы, которые американцы, предупрежденные чиновниками ЦБ и Минфина, подготовили заранее. CSFB спокойно отправил свою заявку в Минфин с макимально выгодными для себя условиями, однако неожиданное появление Сбербанка спутало все карты и, в итоге, команда Геращенко обменяла "только" около 20 процентов ГКО, да и то на менее выгодных, чем планировалось, условиях. Если бы не Сбербанк, то долг России возрос бы не на 1,5 млрд. долларов, а на 2 и более миллиарда.
Так достойно была поставлена точка этой афере, (а может быть, запятая, если учитывать апетиты основных участников, которые пока остаются на своих местах).
События и лица, приведенные в данной статье, несомненно войдут в мировую финансовую историю, и Россия еще долго будет ощущать на себе тяжкие последствия гигантской финансовой аферы.
Отчеты Счетной палаты РФ:
- По результатам документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Министерства Финансов РФ и ЦБ на первичном и вторичном рынках ГКО и ОФЗ за 1993-98 гг. (28.1.2000);
- О результатах проверки управления Банком России контрольным пакетом акций организаций, созданных на территории иностранных государств в период с 1992-98 гг., а также эффективности использования государственных средств, вложенных в уставные капиталы данных кредитных организаций, в части законности и целесообразности проведения ЦБ РФ операций в иностранной валюте с ФИМАКО (15.3.2000);
- По проверке условий и результатов размещения и обслуживания внешних облигационных займов РФ (17.12.1999);
- Письмо В.Геращенко председателю Счетной палаты Х.Кармокову от 30.11.98 n01-31/1305.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||