«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
Приведем данные только по зарплате руководства банков (без премий, пенсий, специальных льгот и других дополнительных выплат, которые составляют примерно такую же сумму). Последние данные имеются только на 1997 г. В 1998 г., как нам известно от г-на Можайского, банкам понадобилась "дополнительная помощь" из щедрого кармана российского государства в размере 800 млн. долларов. Общий рост выплат руководству банков (исключительно люди Геращенко) составил в 1997-2000 гг. примерно 20 процентов.
В целом "тяжкий" труд руководства банков оплачивается неплохо, чего нельзя сказать о результатах их деятельности. По итогам проверки эффективности управлением этими банками со стороны ЦБ выявились "незаконные действия Банка России по отчуждению государственной собственности" (стр.46), "росзагранбанки не выполняют функций, для которых они создавались..., решения о конкретных объемах и формах оказания финансовой помощи росзагранбанкам принимались Банком России в нарушение закона..., все сделки по переуступке акций росзагранбанков коммерческим организациям, заключенным Банком России... являются незаконными и подлежат расторжению". "Отсутствие контроля за действиями Банка России со стороны государства и практическая бесконтрольность действий росзагранбанков привели к многочисленным нарушениям российского законодательства и утрате части государственной собственности".
Под предлогом необходимости изыскания дополнительных источников финансирования бюджета в России в начале 90-х годов была создана система краткосрочных казначейских обязательств, которая была превращена Банком России с помощью Минфина в гигантский пылесос по откачиванию государственных средств в пользу частных лиц и компаний.
ЦБ вместо того, чтобы финансировать Минфин России напрямую, в период с 1993 по 1998 гг. для скрытого кредитования создаваемого вторичного рынка казначейских обязательств начал отправлять собственные валютные резервы и получаемые западные кредиты за границу и переразмещать их в "своих" компаниях, в том числе и в небезызвестной ФИМАКО. Средства затем возвращались назад через покупку этими компаниями государственных обязательств - ГКО, ОФЗ и т.д. Так, Ю.Пономарев и В. Геращенко вместе с С. Дубининым, начали кредитование Российского Государства его собственными деньгами под 100-250 процентов в валюте. Только в 1996 г. по трем известным и доказанным траншам ГКО, купленным ФИМАКО (об этом много говорил депутат Думы Н.Н.Гончар), чистая прибыль составила сотни миллионов долларов. Центральным Банком ФИМАКО "...было передано дополнительно под операции с ГКО 855 млн долл. США". "...Банк России не имеет четкого представления о правовом статусе ФИМАКО, либо намеренно скрывает соответствующие сведения. Банк России не имеет сведений о всей совокупности операций, совершаемых ФИМАКО, либо их намеренно скрывает". "...есть основания полагать, что доход в сумме порядка 545 млн. долларов США, полученный ФИМАКО, присвоен третьими лицами...". "Можно говорить о полном отсутствии бухгалтерского отражения операций по средствам, переданным в управление ФИМАКО, по счетам Банка России..." "...из документации Банка России неясна природа убытия средств со счета в общей сумме 1.015.000.0000 долл. США". "Установлена недостоверность счетов, ведущихся Банком России...".
В игру были активно включены росзагранбанки и просто иностранные банки, в которых размещены средства, похищенные российской элитой. Руководство иностранных банков прекрасно осознавало свою роль в этой преступной схеме. С теми же, кто позднее попытался выйти из игры происходили неприятные события. Так, владелец Репаблик Нэшнел Бэнк оф Нью-Йорк г-н Сафра, который вначале активно участвовал в операциях с ГКО, а потом начал резко свертывать операции и даже поговаривать об их сомнительности, был найден мертвым в своем шикарном пентхаухе в Монако.
Деньги Банком России переразмещались через различные компании, например, Нью Эллаенс Корп., Кипр и США, (компания с капиталом 200.000 долл. США), которую создал и возглавил бывший начальник Управления операций с драгметаллами Внешэкономбанка и близкий друг Ю.Пономарева Е.Ульянов. Чтобы спрятать концы в воду и увеличить доходы, позднее компания была разорена и осталась должна Евробанку, Париж, и Моснарбанку, Лондон, десятки миллионов долларов. Это скрывается Пономаревым, т.к. за выдачу этих необеспеченных кредитов крошечной компании отвечал лично он. Невозвращенные миллионы долларов, исчезнувшие в Нью Эллаенсе, Моснарбанк и Евробанк, получили все из тех же валютных резервов ЦБ.
Подробный список высших чиновников (по разным источникам, от 90 до 170 человек), лично участвовавших в гигантской афере по хищению народных денег через механизм ГКО, имел бывший Генеральный Прокурор Ю.Скуратов, но даже вялые попытки дать хоть какой-то ход этому делу привели к его немедленной отставке. Нынешний заместитель Генпрокурора В.Колмогоров, выступивший в октябре т.г. в Совете Федерации с докладом о поиске виновных в дефолте 17 августа 1998 г., объявил, что они НЕ НАЙДЕНЫ. Учитывая нынешнюю политическую и профессиональную слабость Прокуратуры РФ, это заявление не удивительно. В Генпрокуратуре, кроме отчетов Счетной палаты достаточно материалов о махинациях с бюджетными средствами, однако большое число ныне действующих чиновников, вовлеченных в эти махинации, делает возможность использования материалов маловероятной.
Всех виновных в события 17 августа 1998 г. назвать сложно, хотя мы попробуем указать хотя бы некоторых основных.
Итак, ЦБ - В.Геращенко, бывшие первые замы председателя ЦБ А. Козлов и С. Алексашенко. Далее идут Ю. Пономарев, С. Дергачев, С. Родионов, В. Горюнов, С. Дубинин. Участие этих лиц не требует объяснения. Минфин - бывший зам. министра финансов, "приземлившийся" ныне рядом с С. Дубининым в Газпроме, - А. Вавилов. Он совместно с другим бывшим зам. министра финансов М. Касьяновым принимал участие в создании необходимой юридической базы, давшей возможность ЦБ и Минфину прокручивать деньги между двумя организациями, отводя получаемую прибыль на сторону. На правительственном уровне прикрытие обеспечивал В.С. Черномырдин, взявший позднее "под крыло" Вавилова с Дубининым. За конкретные операции со стороны ЦБ, прохождение ГКО через Московскую Межбанковскую Валютную Биржу, отвечал бывший начальник Валютного департамента ЦБ, ставший позднее президентом ММВБ, А. Потемкин. Потемкин активно способствовал исчезновению многих документов ММВБ, благо основная масса данных об операциях ГКО через ММВБ находилось не в бумажной форме, а на магнитных носителях. Со стороны Минфина получение необходимой информации и благоприятных условий для "своих" покупателей ГКО обеспечивала нынешний зам. министра финансов Белла Златкис. Бывший министр финансов М. Задорнов и его тогдашний зам. и нынешний министр А. Кудрин подписывали много ключевых документов, но команда Геращенко скорее использовала их втемную, что впрочем не свидетельствует о большом профессионализме Кудрина с Задорновым.
О непосредственных участниках рынка ГКО - банках, получивших и скрывающих незаконные прибыли, мы поговорим ниже.
Воровская схема готовилась чисто с профессиональной банковской скурпулезностью. Если проанализировать специально выпущенные акты Минфина и Центробанка, освободившие операции с ГКО от всяких налогов и разрешившие беспрепятственный вывоз средств за границу, скоординированные операции Минфина и ЦБ при размещении траншей ГКО, продаваемых "нужным" банкам и компаниям, манипуляции ЦБ с курсом рубля, позволявшие извлекать максимальные доходы от рублевых инвестиций "нужных" инвесторов в определенное время, то необходимо признать несомненный криминальный талант создателей схемы. "...Деятельность Банка России на рынке государственных ценных бумаг регулируется нормативными актами самого Банка России, а также Договором n2-5-1, подписанным со стороны Министерства финансов РФ Б.Г. Федоровым, со стороны Банка России - председателем В.В. Геращенко... Банк России выполняет функции государственного регулирования и контроля, профессионального участника рынка, обслуживающей инфраструктуры. С другой стороны, Банк России имеет полную свободу нормотворчества в отношении регламентов деятельности на рынке государственных ценных бумаг не только всех его участников, но и себя самого, согласуя их только с Министерством финансов Российской Федерации".
Короче, ЦБ с Минфином сами устанавливали для себя правила игры, в которой являлись одновременно зрителями, арбитрами, тренерами и игроками. Время от времени в игру впускали своих и иностранных игроков с четкими инструкциями, что, когда и кому делать и сколько денег, полученных от игры, им разрешается оставить себе, а сколько нужно сдать тренерскому составу. "...При заключении сделок между Минфином России и банком России был нарушен принцип анонимности заключения сделок...", "Федеральным законом... покупка ЦБ РФ государственных ценных бумаг при их первичном размещении не предусмотрена... ЦБ приобретал облигации непосредственно у Минфина...". "Понятие "отдельных периодов торгов" было введено в оборот приказом ЦБ РФ от 12.8.96 n02-274. Этим приказом пункт 4.2 "Положения об обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" пополнен нормой, предусматривающей, что Банк России имеет право устанавливать отдельные периоды во времени торгов, в течение которых ОН ОПРЕДЕЛЯЕТ органичения на финансовые инструменты, ВИДЫ ЗАЯВОК И КРУГ УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ. Это изменение носило явно нерыночный характер". Другими словами, были созданы все условия для сговора. "Многие из рассмотренных нами сделок можно отнести к категории "сделки с заранее согласованными параметрами". "...Многие дополнительные торговые сессии Банка России являлись не только "особыми периодами торгов", но и параллельными торговыми площадками. Данные операции Банк России проводил с отдельными коммерческими банками по договоренности. Эти сделки, несомненно были выгодны отдельным участникам...".
Точная судьба всех полученных колоссальных прибылей неизвестна. По некоторым оценкам, только А.Чубайс по итогам результатов операций с ГКО-ОФЗ получил в управление 1,5-2,0 млрд долларов, размещенных в Альфа-банке, МДМ и других более мелких российских банках. Часть этих средств используется им на поддержку правых партий. Все попытки Счетной палаты проверить операции ГКО, проводимые через росзагранбанки, (не говоря уже об обычных иностранных банках) наталкивались на жесткий отказ В. Геращенко, который писал: "...оценивая в целом ситуацию, связанную с намерением Счетной палаты Российской Федерации произвести проверку деятельности зарубежных банков (в капиталах которых участвует Банк России), следует признать, что возможность выполнения этой задачи практически исключена из-за органичений, обусловленных особенностями национального банковского законодательства этих стран, то есть по причинам, не зависящим от позиции Банка России". Более циничного и наглого ответа государству, которое хочет понять куда утекают его средства, придумать трудно.
Виктор Владимирович, известный своим остроумием, прекрасно знает, как подробно проверялись эти банки в годы СССР всеми уполномоченными государственными организациями. Сейчас, кроме Геращенко и Пономарева этого сделать НЕ МОЖЕТ НИКТО, ни в России, ни за границей.
Несмотря на сложность в получении информации и активное нежелание западных государств участвовать в ее раскрытии (т.к. в отличие от пресловутого дела Бэнк оф Нью-Йорк, операции иностранных банков с ГКО являются абсолютно реальным хищением и отмыванием денег в крупных размерах), анализ российских и зарубежных участников операций с ГКО позволяет с большой долей вероятности предположить, в каких банках скрыто награбленное из государственной казны России. Руководство западных банков, получивших по операциям с ГКО по разным оценкам от 20 до 40 млрд. долларов прибыли, с самого начала знало о криминальном характере этих операций, тем более, что форма их проведения противоречила национальным законодательствам западных стран-участников рынка ГКО. Согласно американскому законодательству, использование внутренней (инсайдовской) информации является тяжким преступлением, однако несмотря на это, американские и их дочерние банки использовали практически все незаконные финансовые приемы при операциях с ГКО. Это манипулирование ценами (price manipulation), мокрая продажа (wash sale), пул (pool), паркинг (parking) и многое другое. Молчание грозной американской Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам понятно, т.к. в противном случае Комиссия должна лишить лицензии ряд крупнейших американских банков и настоять на миллиардных компенсациях российскому народу.
Чтобы понять, где спрятаны деньги главных виновников августа 1998 г., и руководство каких банков находилось в сговоре с ЦБ и Минфином, достаточно проанализировать данные Счетной палаты о крупных операциях Банка России пакетом не менее 50.000 штук за период с 1.1.97 по 14.8.98. (В этот список мы не включаем Сбербанк, который принимал участие в операциях с ГКО по указанию правительства). Это Кредит Свисс Ферст Бостон, главная и московская конторы, Международный Московский банк, Еврофинанс, Морган Гренфелл Секьюрити, Автобанк, Национальный Резервный Банк, Банк Москвы, Чейз Манхеттен Банк, главная и московская конторы, МФК, АйНЖ-Евразия, Онэксимбанк, Внешторгбанк, Империалбанк, Альфа-банк. С этими банками на "закрытых аукционах" (понятие немыслимое для цивилизованной страны, но вполне официально используемое ЦБ и Минфином) Банк России проводил операции "с заранее согласованными параметрами", которые были хуже текущих рыночных условий. Дополнительные прибыли, которые извлекали эти банки из-за особой к ним благосклонности ЦБ, составляют миллиарды долларов США.
Общие объемы аферы ЦБ-Минфин впечатляют.
Таблица 1. Объем и структура государственного внутреннего долга в 1993-1998 гг., млн.рублей (неденоминированных).
Итого: с 1.1.94 по 1.1.99 объем операций составил 1.233.350 млн. деноминированных рублей, что эквивалентно 239,02 млрд долларов (по данным агенства Рейтер, средний курс рубля к доллару США с 30.09.94 по 1.8.98 составил 5,16 рубля за доллар.
Средняя доходность по операциям ГКО-ОФЗ в долларовом эквиваленте составила около 65% годовых. Россия относится к категории заемщиков, способных привлекать валютные средства из внешних коммерческих источников по ставкам хотя и значительно выше чем кредиты МВФ, но которые не превышают 11-13% годовых. По данным газеты "Коммерсант" на 3.11.2000 доходность по валютным облигациям России со сроками погашения 1-5 лет составляет 10,89- 14,73. Таким образом, по краткосрочным обязательствам (которыми являются ГКО), со сроками погашения 3-12 месяцев доходность должна составлять 7,5-10 процентов.
Втянув под благовидным предлогом государство в схему привлечения средств через ГКО, чиновники Минфина и ЦБ вынудили Россию переплатить за финансирование госдолга более 50% годовых (см. Таблицу 1), что при объеме привлечения в 239 млрд. долларов превышает 100 млрд долларов США!!!
Даже для государств со стабильной экономикой обслуживание долга в 10% годовых является обременительным, уплата же 65% в твердой валюте закономерно привела Минфин России к полному банкротству. Самое любопытное и циничное заключается в том, что привлекаемые под такие огромные проценты средства, как правило не использовались государством ни на какие программы. Деньги уходили либо на погашение предыдущих займов и процентов, либо просто оставались на счетах.
17 августа 1998 г. деньги в Минфине кончились, их все украли...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||