«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 58% |
Азербайджанский лидер Гейдар Алиев согласился продать "Лукойлу" 10 процентов акций бакинского нефтяного консорциума по номинальной цене в 15 миллионов долларов. Западным нефтяным компаниям сообщили, что у них появился новый партнёр. Т. Дон Стейси из "Amoco" вспоминает всеобщее изумление: "Сначала мы восприняли "Лукойл", как противников. Но потом поняли, что они - такие же бизнесмены, как и мы, что они хотят создать хорошо работающее предприятие, а не наживаться за счёт другой стороны".
С присоединением "Лукойла" к бакинскому консорциуму всё встало на свои места. Был подписан контракт, Россия предоставила доступ по трубе к Чёрному морю, и через два года первая бакинская нефть потекла на Запад. "Мы хотим превратить "Лукойл" в самую крупную нефтяную компанию в мире - и по добыче, и по прибыли, - заявил в конце 1995 года Алекперов. - У семи сестёр (так традиционно называли семь крупнейших нефтяных компаний мира) теперь появился брат".
Отношения российских промышленников к иностранным бизнесменам обычно проходили три стадии. Первая стадия - невежество и хвастовство ("Нам не нужна ваша помощь - мы и так всё знаем"). Вторая стадия - страх: до россиян доходило, что они не понимают, как устроен мировой бизнес, и всячески оттягивали заключение любой сделки, опасаясь, что бессовестные иностранцы разденут их догола. Третья стадия - паника: россияне понимали, что дальше тянуть с заключением сделки нельзя, и соглашались подписать любой контракт, даже самый невыгодный.
Алекперов, напротив, действовал умно и решительно. "Другим российским нефтяным предпринимателям недостаёт проницательности и понимания правил игры, свойственных Алекперову, - заметил Томас Хэмилтон. - Они не умеют идти на такие же компромиссы, как он".
Под компромиссами Алекперова, в частности, подразумевались подарки влиятельным россиянам в виде очень дешёвых акций "Лукойла". Среди крупных акционеров был Юрий Шафраник, нефтяной министр России, с помощью которого "Лукойл" получил доступ к бакинской нефти. Другим крупным акционером был Александр Путилов, глава мощной государственной нефтяной компании "Роснефть".
Вскоре Алекперов вместе с Шафраником начали "прижимать" "Chevron" и Казахстан, которые разрабатывали гигантское месторождение на Тенгизе. Запасы тенгизской нефти (9 миллиардов баррелей) составляли примерно три четверти запасов на Аляске на момент открытия аляскинского месторождения в 1967 году. К началу 1995 года "Chevron" вложил в тенгизское месторождение 700 миллионов долларов и обязался инвестировать ещё 10 миллиардов в течение последующих двадцати лет. Но первые результаты оказались неутешительными.
"Такие проекты нельзя делать в одиночку, - заявлял Алекперов. - Надо делиться".
Алекперов с Шафраник сделали так, что "Chevron" получил право использовать только треть от обещанной для экспорта с Тенгиза ёмкости российской трубы; "Chevron" был вынужден перевозить нефть по российской железной дороге. "Если нас примут в тенгизский консорциум, мы обязуемся решить проблему с трубой", - сказал Алекперов в конце 1995 года.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»