«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%

Загадочная компания в Дублине


         В середине 90-х годов специалисты по России уже знали: многие крупные компании разворовываются их руководителями и посредниками. Статистика по бегству капитала - примерно 15 миллиардов долларов в год - показывала, что значительная часть прибылей российских компаний уходила и от налоговиков, и от акционеров. Разграбление сгубило много хороших российских компаний, лишив их инвестиций, а бегство капитала в конечном счёте обрекло попытки денежной стабилизации в России на провал. Как именно шло разграбление той или иной компании, как капиталы уплывали за рубеж - это понимали немногие. В этом смысле дело "Аэрофлота" представляет большую ценность - на сегодня это самая обстоятельная иллюстрация того, как можно ограбить компанию, которая тебе не принадлежит.
         Зарубежный казначейский центр "Аэрофлота" "Andava" распоряжался огромной валютной выручкой, которую ежегодно зарабатывала авиакомпания. Например, в 1997 году валютные доходы "Аэрофлота" составили 897 миллионов долларов, валютные же расходы свелись только к 646 миллионам. Куда же делась разница? По признанию Ферреро, "Andava" не переводила валюту в Россию. На самом деле значительная часть валютной прибыли "Аэрофлота" шла на оплату ростовщических процентов финансовым компаниям Березовского.
         Самой старой из них была финансовая компания "Forus Services", зарегистрированная в Лозанне. Именно в эту компанию приезжал американский предприниматель Пейдж Томпсон за аккредитивом. Мне довелось побывать в штаб-квартире "Forus" в современном деловом комплексе рядом с лозаннским аэропортом. Фирма состояла из нескольких комнат. Здесь было так же тихо, как и в конторе "Andava" на другом конце города. Дверь открыла секретарь. Она оказалась единственным наличным сотрудником, никаких признаков деятельности я не заметил. Я сказал, что хочу повидать генерального директора Рене Кюпперса. "Извините, господин Кюпперс сегодня в России", - ответила секретарь.
         "Forus" являлась финансовым консультантом и посредником между "Аэрофлотом" и иностранными финансовыми рынками. Вместе с "Andre & Cie." "Forus" договорилась о четырёх синдицированных кредитах, предоставленных западными банками "Аэрофлоту" в период с мая 1997 по конец 1998 года. Это были краткосрочные кредиты на 6 месяцев, от 40 до 59 миллионов долларов. "Forus" получала за эти операции комиссионные, хотя её роль оставалась неясной, поскольку основную работу выполняла компания "Andre & Cie.".
         "Forus" также занималась самой сомнительной стороной операций с деньгами "Аэрофлота": она проводила транзитные платежи, которые позволяли западным авиалайнерам работать на российском рынке или пролетать над территорией России. Это была значительная сумма в валюте: 284 миллиона долларов только в 1997 году. Несмотря на то, что эти платежи составляли пятую часть выручки авиакомпании, в годовом отчёте они фигурировали только в одном предложении.
         Что "Аэрофлот" делал с этими деньгами? В Генеральной прокуратуре России мне сказали, что между 1996 и 1998 годом "Forus" получила для "Аэрофлота" 380 миллионов долларов в виде транзитных платежей. Половина этой суммы пошла на оплату синдицированных кредитов, о которых договаривалась "Andre & Cie.". Генеральной прокуратуре не удалось выяснить, что случилось с остальными деньгами; ни "Аэрофлот", ни "Andava" также не смогли дать мне внятных объяснений. Генеральный директор "Forus" Рене Кюпперс признал, что его компания действительно получила транзитные платежи в 1996 году вскоре после того, как Березовский получил контроль над "Аэрофлотом", но до получения синдицированных кредитов и что деньги якобы пошли на оплату мелких кредитов - от пяти до пятнадцати миллионов долларов, которые "Forus" организовал для "Аэрофлота".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


-эфхъё ЎшЄшЁютрэш  Locations of visitors to this page Rambler's Top100