«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%


         В то время когда Линдберг начал свою деятельность в качестве консультанта концерна "Форд", Эдзел Форд вплотную занялся своей компанией в оккупированной Франции. Делами Форда во Франции заправлял Морис Долфюс, тесно сотрудничавший с банком "Вормс" и БМР.
         Плохо разбираясь в вопросах промышленного производства, он тем не менее прекрасно справлялся с задачей финансирования нового автомобильного завода Форда. Предприятие находилось в Пуасси, в 11 километрах от Парижа, на оккупированной нацистами территории. С 1940 года с ведома Долфюса завод начал производить авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение фашистской Германии. Предприятием руководили из Берлина Карл Краух и Герман Шмиц, а из Дирборна (штат Мичиган) - Эдзел Форд.
         После событий в Перл-Харборе Эдзел Форд встал грудью на защиту интересов компании в оккупированной Франции. За ее благополучие он был готов заплатить любую цену - пусть даже это будет сотрудничество с нацистским правительством! Форд и Долфюс решили сохранить тесные контакты с Карлом Краухом, Генрихом Альбертом и Герхардом Вестриком. Поскольку последние трое находились в Германии, которая вела против США войну, наладить постоянный контакт с ними оказалось довольно сложно. Тогда в 1942 году Эдзел Форд сумел каким-то образом найти общий язык с заместителем госсекретаря Брекинриджем Лонгом, который приложил немало усилий, чтобы использовать закон, запрещающий торговлю с врагом, для прекращения финансовой помощи еврейским беженцам из Германии. Лонг дал разрешение Эдзелу Форду переписываться с руководством компании в оккупированной Франции через Лиссабон и Виши. Так как письма могли попасть в руки журналистов или иностранных агентов, их должен был перевозить португальский курьер по имени Джордж Лешто, которому с санкции фашистов был разрешен свободный въезд и выезд из Парижа.
         28 января 1942 года Долфюс отправил с португальским курьером первое после событий в Перл-Харборе письмо Эдзелу Форду в Дирборн. Долфюс писал, что "война между США и Германией затрудняет переписку, поэтому я просил Лешто отправить Вам сообщение почтой из Виши". При этом он добавлял, что предприятие работает, как и до оккупации, поставляя грузовики как немцам, так и французам, причем размеры поставок противнику превосходят французские. Долфюс также сообщал, что правительство Виши оказывает ему содействие в обеспечении прибылей американских акционеров. В заключение он информировал Форда о создании в Северной Африке, в Оране (город в Алжире.- прим. перев.), нового филиала, который будет работать на нацистов. Примечательно, что письмо заканчивалось словами: "Я собираюсь направить м-ра Лешто в Соединенные Штаты, как только будет покончено со всеми формальностями и получено разрешение".
         13 мая, с некоторой задержкой, Эдзел отвечал: "С интересом узнал о создании африканского филиала и Ваших планах на мирное будущее". Форд писал: "Госдепартамент запросил у меня рекомендацию для выдачи визы м-ру Лешто". Из письма следовало, что Форд дал такую рекомендацию, но с неохотой - он явно побаивался, что все махинации вскроются.
         Тем временем британские ВВС, которые понятия не имели о связях международного "братства", разбомбили завод в Пуасси. 15 мая Эдзел писал Долфюсу, что американские газеты опубликовали фотоснимки горящего завода, но, к счастью, без каких-либо ссылок на "Форд мотор компани". Эдзел вздохнул с облегчением - американцы не догадывались, что он руководит заводом, работавшим на фашистов.
         В феврале 1942 года Долфюс в очередной корреспонденции сообщил, что, по данным на 31 декабря 1941 года, чистый доход французского отделения "Форда" составил 58 млн. франков, включая поступления от сделок с нацистами.
         К письму от 6 июня Долфюс прилагал пояснительную записку Джорджа Лешто, который сообщал уже о четырех бомбардировках завода британскими ВВС, после которых оборудование пришлось вывезти в разные районы страны. Лешто с удовлетворением отмечал, что правительство Виши "согласилось возместить убытки" с "одобрения правительства Германии". В ответном письме от 17 июля 1942 года Форд выразил удовлетворение по поводу достигнутой договоренности и благодарил его за находчивость. Он также сообщал, что показал пояснительную записку своему отцу и Чарльзу Соренсону. Они шлют Долфюсу и его сотрудникам наилучшие пожелания, выражая уверенность, что они и впредь будут столь же успешно справляться со своими обязанностями.
         Тем временем Долфюс и Альберт организовали с одобрения "И. Г. Фарбен" еще одно отделение компании "Форда" в Северной Африке по производству грузовиков и бронемашин для армии Роммеля (Эрвин Роммель, 1891-1944, - генерал-фельдмаршал немецко-фашистской армии. Участвовал в походе против Франции в 1940 г. С февраля 1941 по март 1943 г. командовал немецкими войсками в Северной Африке, а в июле-ноябре 1943 г. группой армий "Б" в Северной Италии. По его приказам проводились карательные операции против итальянских партизан. С декабря 1943 г. по июль 1944 г. командовал группой армий "Б" во Франции. Был связан с заговорщиками, подготовившими неудачное покушение на Гитлера 20 июля 1944 г. После раскрытия заговора покончил жизнь самоубийством). Правление этой компании находилось в Алжире. Об этом подробно сообщал из Алжира Феликс Коул, американский консул. Он представил госдепартаменту 11 июня 1942 года обстоятельный отчет. Коул, однако, умолчал о том, что руководство предприятием осуществлялось из оккупированной Франции и что Долфюс принадлежал к группе связанных с Пюшё (Пьер Пюшё, министр внутренних дел правительства Виши, содействовал фашистскому шпионажу в целях получения информации о планировавшемся наступлении Эйзенхауэра в Северной Африке. Казнен борцами Сопротивления как предатель в 1944 г.- прим. авт.) банкиров, которые финансировали предприятие через банк "Вормс", банк Шрёдера и парижский банк-корреспондент базельского БМР. Но Коул, между прочим, отмечал: банк "Вормс" проявляет огромный интерес к предпринимаемым от имени Германии попыткам заключить мир на основе компромисса. Таким образом, он кое о чем догадывался. Долфюс был не просто коллаборационистом, работавшим на Эдзела Форда, - он играл ключевую роль в деятельности "братства" в Европе, будучи связанным с Пюшё, банком "Вормс", Банком Франции, "Чейз нэшнл" и БМР.
         Далее Коул писал: "Предполагается, что основными рынками сбыта продукции нового предприятия (в Оране) будут южные районы. Однако население, на которое сильное влияние оказывает пропаганда о сотрудничестве франко-германо-американского капитала и о сомнительном характере военных усилий США, уже сейчас выражает недовольство этой сделкой, давно ставшей темой разговоров в коммерческих кругах".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100