«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 51% |
"И смешно, и горько, и постыдно было наблюдать этот ареопаг: люди, которых М.С. собрал в нем, не в состоянии ни мыслить, ни действовать по-государственному" (Черняев А.С. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. С.51), - замечает А.С. Черняев, делясь своими впечатлениями о Президентском Совете. Ничего не изменила и замена Президентского Совета на Совет Безопасности СССР, осуществленная в марте 1991 года.
Более значительную власть Горбачеву пока давала должность Генерального секретаря ЦК КПСС.Вот почему он не покинул ее и тогда, когда стал Президентом СССР. Вторая причина, сохранение Горбачевым за собой поста генсека, заключалась в том, что партия, хотя и обессиленная, лишенная формально властвования, все еще сохраняла некоторое влияние и остатки власти. Следовательно, Горбачеву нельзя было терять контроль над ней и отдать должность Генерального секретаря другому (Сам М.С. Горбачёв заявлял, что сохранял за собой пост генсека прежде всего для того, чтобы сдерживать партию, не давая "идти по проторенному пути" (Лукьянов А. Переворот мнимый и настоящий. С.83-84). В другом случае он выразился более прозаически и натурально: "Нельзя собаку отпускать с поводка" (Черняев А.С. 1991 год: Дневник помощника Президента СССР. С.35)).
При этом ему, наверное, казалось, что, оставаясь партийным лидером и став одновременно президентом, он усиливает свою власть, а вместе с тем приобретает полную самостоятельность по отношению к КПСС, делаясь независимым от нее, чем гарантирует собственную неприкосновенность как высшего правителя страны (Сев в президентское кресло, М.С. Горбачев, по словам Б.Н. Ельцина, "страховался от коммунистов - угрожать Президенту СССР было уже сложнее" (Ельцин Б.Н. Записки президента. С.32)).
Но, как говорится, "человек полагает, а Бог располагает..." Горбачёва ждали глубокие разочарования, о которых он, по всей видимости, не догадывался.
Учреждение должности Президента СССР повлекло за собой введение президентских постов в национальных республиках. Образовалась группа президентов, почуявших прелести суверенной власти и потому настроенных на отделение.
(Вскоре они раскрылись во всей своей "красе": "После развала Союза местные президенты, заботясь в первую очередь об упрочении своей власти и разделе федеративного имущества, немало сделали для разжигания сепаратистских страстей, создания национальных гвардий, возведения пограничных, таможенных и других барьеров" (Лукьянов А. Переворот мнимый и настоящий. С.138)).
Допускал ли возможность появления в республиках собственных институтов президентства новоиспеченный Президент Советского Союза? Не исключено, что допускал (возможно, и предусматривал), поскольку намеревался, как покажем ниже, перестроить союзные отношения республик на конфедеративной основе. Но он, конечно, не предполагал сюрприза, который ему преподнесет судьба, а именно того, что Председателем Верховного Совета РСФСР, а потом и Президентом РСФСР будет избран Б.Н. Ельцин. Появление Ельцина в этом новом качестве предопределило уход Горбачева из Кремля. Но тогда, в марте 1990 года, казалось, будто Горбачев удачно сманеврировал, обеспечив себе пребывание у власти на будущее.
Мартовские 1990 года события и имевшие место перемены (победа демократов и националистов на выборах в республиканские и местные Советы, отмена 6-й статьи Конституции СССР, учреждение поста Президента СССР и избрание на этот пост Горбачева) послужили сигналом для сепаратистов. Первые сепаратистские акции состоялись, разумеется, в Прибалтике. Сперва Верховный Совет Литвы, возглавляемый Витаутасом Ландсбергисом, провозгласил независимость своей республики. Вслед за литовским парламентом за независимость проголосовали парламенты Эстонии и Латвии. Как ответил Центр на эти односторонние акты, попирающие Конституцию СССР и являющиеся "по сути антигосударственными парламентскими переворотами" (Широнин В.С. Под колпаком контрразведки. Тайная подоплека перестройки. С.216).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||