«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 85% |
Более полное выражение политика БНД по отношению к государствам, образовавшимся в результате национально-освободительных движений, к развивающимся странам нашла в разработанной её руководством в мае 1961 г. общей концепции, изложенной в документе под заголовком "Аспекты помощи в целях развития". По содержанию и стилю документа можно было подумать, что это не просто изложение основных идей самого канцлера в указанном направлении, а директивное руководство к действию. По служебным и побочным каналам экземпляры этого документа пошли из Пуллаха правительственным и парламентским политикам, главным акционерам, менеджерам концернов и объединений предпринимателей, военным из руководящего штаба бундесвера, доверенным лицам БНД из научно-исследовательских учреждений, а также руководителям крупных издательств и органон прессы. Рассылая документ таким адресатам, Гелен, формально являясь только высшим по должности в секретной службе помощником правительства при принятии внешнеполитических решений, ещё раз предстал человеком, делающим официальную правительственную политику.
Если брать последовательность предлагаемых действий, то этот документ БНД претендовал на роль своего рода глобального "плана Маршалла", который, так сказать, путём "действенной рекламы" должен был "указать развивающимся странам путь в будущее на стороне Запада". В нём, например, говорилось: "В дальнейшем следует действовать так, чтобы меры западных государств, дающие основания для упрёков в "неоколониализме", либо вообще не принимались, либо принимались в такой форме, при которой основания для подобных утверждений не были бы видны. Поскольку структура западного мира не позволяет избежать факта, что страны этого мира преследуют в том числе и собственные, национальные интересы, необходимо организовать постоянный взаимный обмен абсолютно откровенной информацией, особенно в тех случаях, когда та или иная страна по определённым причинам считает уместным проводить политику сохранения или создания отношений зависимости".
Этот замаскированный и "абсолютно откровенно" втайне разработанный неоколониализм намечалось осуществлять "в значительной степени" путём проведения "политики создания среднего (то есть буржуазного) сословия по возможности с согласия местных правительств, но также и минуя их". В этом плане в документе констатировалось: "В обществах развивающихся стран Западу нужны прежде всего такие прослойки, к которым можно было бы подходить как к настоящим партнёрам. Таковыми в перспективе могут служить не только правительства и их функционеры. Правда, на сегодня экономическая предпринимательская инициатива находится почти без исключения в руках бюрократического аппарата, но даже в экономических планах различных развивающихся стран выражается сожаление по поводу отсутствия предпринимательской деятельности в "частном секторе". К сожалению, здоровое, дееспособное среднее сословие, которое могло бы взять на себя эту задачу, почти не существует, по крайней мере в той степени, в какой оно необходимо в качестве надёжного партнёра Запада".
Наряду с предложениями привлекать таких "надёжных партнёров Запада" главным образом путём "работы с людьми" и "без ущерба неизбежному сотрудничеству с правительствами развивающихся стран", давались сонеты и откровенно агентурного плана: "Недостаточно только обучать в западных высших учебных заведениях молодых людей из развивающихся стран, с тем чтобы они, возвратясь домой, вели спокойную жизнь в ведомственных канцеляриях или пополняли ряды "необеспеченной" интеллигенции. Их необходимо включать в качестве решающего фактора в разработку и осуществление планов развития или создавать им возможность основывать мелкие и средние предприятия с достаточным количеством контролируемой рабочей силы, с тем чтобы они могли оказывать помощь в удовлетворении потребностей своей страны в потребительских товарах".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||