«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 9% |
Поясняя эту шкалу оценок, сотрудники БНД иногда в шутку приводили следующий пример. Если даётся оценка А 1, то это означает, что президент США передаёт разведке документы прямо из Белого дома, а их достоверность подтверждают по меньшей мере три государственных секретаря или директор ЦРУ F 6 даётся тогда, когда неизлечимый душевнобольной сообщает о своём полёте на Венеру. Золотой серединой является оценка С 3 с уклоном в сторону С 2 или С 4. Такие оценки лучше себя оправдывают, поскольку высшие или низшие оценки вызывают недоверие начальства, оно начинает требовать проверки или подтверждения, а это только мешает работе.
Все эти оценки подшивались к текущему делу источника. В этом деле собирается всё, что касается использования источника, его продуктивности и обеспеченности необходимой техникой. Там же содержатся материалы о прилежании источника, успешности его работы и о выплачиваемых вознаграждениях. Имена источников в текущих делах никогда и нигде не указываются. Данные о самом лице, его личные документы, а также материалы о его вербовке и данная им расписка находятся в личных делах, которые содержатся отдельно и строго в секрете.
На основании текущего дела офицер, ведущий его, в состоянии быстро - как говорится, с первого взгляда - получить представление о подлинной ценности источника, о достоверности получаемой информации и произведённых расходах. На основании общей продуктивности и обобщённой оценки информации источника можно легко определить его надёжность, если возникнут сомнения.
В VI управлении РСХА личные и текущие дела велись соответствующим рефератом. В центральной картотеке отмечался только источник и реферат, ведущий его дело. В эту же. картотеку заносились так называемые предупредительные сигналы, которые отмечали факты мошенничества источника в разведывательной работе, что является самым страшным для всех разведывательных служб.
Вознаграждение доверительных лиц было в большинстве своём не очень щедрым, но в отдельных случаях достигало значительных размеров. Оно выражалось в деньгах, ценных вещах, ответных услугах и т.п. Всё это не имело какой-либо установленной нормы и отличалось от случая к случаю, как, в общем, и всё в разведке.
Особой проблемой являлось обучение агентов. Здесь не было накоплено достаточного опыта. В довоенной практике СД специальное обучение агентов предусматривалось лишь в редких случаях. Агентуре давались в основном общие указания, навыки работы с тайнописью и зашифровки текстов донесений, и это считалось уже достаточным. На деле, конечно, всё оказывалось сложнее. Агент, работающий на территории чужой страны, даже если он являлся только разъездным агентом, то есть использующим официальную поездку в целях разведки, должен был знать и уметь намного больше.
По этой причине Шелленберг в конце 1942 - начале 1943 г. создал в своём управлении группу S (обучение). Её начальником стал тогда ещё мало кому известный австриец Отто Скорцени (Позднее эта группа S VI управления была преобразована в группу по выполнению особых заданий (например, освобождение Муссолини), и ей были приданы только что образованные специальные подразделения СС, созданные по образцу дивизии "Бранденбург" управления внешней контрразведки (так называемая служба II.- Прим. авт.). Находившаяся ещё в процессе строительства школа в Шевенинге (Нидерланды) должна была со временем снабжать хорошо обученной агентурой рефераты VI управления по всем странам.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||