«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%


         Тищенко принадлежит к конструкторам либерального толка, несколько консервативен в своих подходах к созданию вертолётов, очень осторожен, не допускает никакого риска, вдумчивый и ответственный.
         Михеев, может быть, потому, что несколько моложе Тищенко, склонен, на мой взгляд, иногда к экстремальным решениям, в хорошем смысле даже авантюристичным.
         Поэтому, когда был объявлен конкурс на боевой вертолёт второго поколения, то Тищенко заложил традиционную схему с двухчленным экипажем - по сути дела он "сжал" Ми-24, хотя в ней появилось много новых оригинальных решений, в том числе и в области повышения живучести. Надо сказать, что второе поколение боевых вертолётов предназначалось для участия в противотанковых операциях, и основным видом стали ракеты, применяемые против танков. В то время существовала концепция крупномасштабных сражений, и надо было научиться быстро выводить из строя бронетанковые соединения. Естественно, они стремились защитить себя от нападения с воздуха и имели в своём составе зенитные ракетно-пушечные комплексы, устанавливаемые на танковых шасси. У нас это были "Шилка", "Тунгуска", у французов "Роланд", у англичан "Рапира" и т.д. И боевой вертолёт в дуэльном бою с зенитным комплексом должен поразить его раньше, чем тот собьёт его. Это потребовало применения новой тактики ведения боя - полет на предельно малой высоте, умение быстро наносить удар и снова прятаться в складках местности. Игра пошла на так называемых "работных" временах - кто кого быстрее обнаружит и поразит. Поэтому резко возросли требования к средней скорости ракетного вооружения - появились сверхзвуковые противотанковые ракеты. Потребовалось использование самонаводящихся ракет. А.Г. Шипунов, руководитель тульского Конструкторского бюро приборостроения, который создавал этот класс оружия одновременно с коллективом С.П. Непобедимого, выдвинул идею движения такой ракеты в лазерном луче. Это повысило точность стрельбы - ведь попасть надо в наиболее уязвимую точку - в башню танка или моторный отсек...
         Но главной задачей, которая ставилась перед новым вертолётом, была необходимость выиграть у зенитного комплекса работное время. Дело в том, что тот, кто находится на земле, обладает явным преимуществом за счёт потенциала радиолокационной станции и лучшего информационного обеспечения. А вертолёт использует чаще всего оптические каналы наблюдения. И дальность обнаружения вертолёта всегда больше, чем танка. Таким образом, оператор оружия на вертолёте находится в более трудном положении, чем оператор оружия на танковом шасси. К тому же при пуске зенитных ракет практически все режимы автоматизированы, и нужно только принять решение, какую цель атаковать, в то время как на вертолёте много ручных операций. Если все их просуммировать по времени, то вертолётчики проигрывают зенитчикам в быстроте действий. Естественно, напрашивается вывод - надо на вертолёте максимально автоматизировать режимы поиска и прицеливания.
         Этим мы и занимались и в конце концов нашли техническое решение этой проблемы. Но тогда сразу же возник вопрос: а зачем нужен оператор, если весь процесс прицеливания и стрельбы идёт автоматически, а место нахождения цели и первичное целеуказание и так чаще всего проводит лётчик?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100