«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 63% |
Министром авиационной промышленности после В.А. Казакова, который в своё время заменил покойного П.В. Дементьева, назначили Ивана Степановича Силаева. Вскоре от инфаркта умирает один из его заместителей - А.В. Минаев, и на эту должность назначается М.П. Симонов, поскольку Силаев хорошо его знал и доверял ему - они однокашники, вместе учились в Казанском авиационном институте.
Но Симонов, по моему глубокому убеждению, был и остаётся в первую очередь Конструктором с большой буквы. Конструкторов условно можно разделить на два типа. Есть авторитарные, которые сами являются лидерами, подбирают себе команду, очень нетерпимы к чужим мнениям и считают, что успех работы КБ является воплощением определённой технической идеи, рождённой ими же. К таким лидерам я бы отнёс В.Н. Челомея, П.Д. Грушина. А.С. Яковлева, в какой-то мере А.Н. Туполева.
А второй тип - это, условно говоря, конструктор-либерал. Он опирается в своей работе на коллектив, не очень вмешивается в какие-то технические детали, доверяет решение многих проблем своим специалистам... В качестве таковых я бы назвал А.И. Микояна, П.О. Сухого, Р.А. Белякова, А.А. Туполева. Это люди либерального толка, очень ровные в отношениях с коллективом, с большим уважением относящиеся к ряду ведущих инженеров, которым они доверяют коллегиальные решения по самым важным вопросам деятельности своего КБ.
Симонов, на мой взгляд, сложился, как ярко выраженный авторитарный конструктор, умеющий "пробивать" свои идеи. Поэтому став на пост заместителя министра и почувствовав вкус власти, он стал вести себя даже не как генеральный конструктор, а как генералиссимус авиационной промышленности, в то время, как всё должно быть наоборот. Замминистра - это скорее именно либерал, умеющий руководить огромным "оркестром" конструкторов и директоров, но ни в коем случае не лидер, который стремится стать "первой скрипкой". Симонов же как раз и захотел быть "первой скрипкой", и очень скоро "вошёл в клинч" со многими руководителями авиационных КБ и НИИ. Дело дошло до того, что одному из наших ведущих генеральных конструкторов, разрабатывающих тяжёлый четырехдвигательный самолёт, Симонов попытался навязать идею пятого двигателя.
В кабинете у Михаила Петровича стоял кульман и он на нём рисовал самолёты - конструкторская жилка брала своё, в то время как рутинная работа некоего "дядьки", опекающего авиапром, ему была явно не по нраву. Творческие порывы его захлёстывали. И получилось так, что практически все ведущие конструкторы страны заняли по отношению к нему негативную позицию - кто-то об этом заявлял открыто, кто-то осуждал его деятельность молча.
В это время ушёл из жизни П.О. Сухой, и исполняющим обязанности генерального конструктора в этом ОКБ назначили Евгения Алексеевича Иванова. Он был главным инженером и по сути дела руководителем предприятия, потому что в последние годы жизни П.О. Сухой болел, ему создавали щадящие условия работы, и всю "текучку" пришлось тащить на своих плечах Иванову. Он пользовался хорошим заслуженным авторитетом в коллективе, но тоже был уже в годах, да и по характеру прошлой работы не мог бы претендовать на должность генерального, к которой, похоже, и не стремился. В общем, в этом КБ сложилась такая же кризисная ситуация, как и в коллективе, которым руководил А.С. Яковлев.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||