«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 51%


         В общем, чем больше у себя в институте мы уходили в глубину исследований возможных сценариев развития событий, в которых придётся участвовать МиГ-31, тем сложнее становилась логика алгоритмов управления, с последующим переходом на программы цифровых машин. Возникли проблемы в области индикации, с помощью которой лётчик и штурман-оператор могли оценивать воздушную обстановку, проблемы ориентирования... Так что наш комплекс полунатурного моделирования МиГ-31 усложнился до предела, но, в конце концов мы пришли к тому, что с его помощью могли в условиях зала проигрывать все мыслимые и немыслимые "воздушные бои". При этом мы выставляли ему все виды радиопомех, которыми на то время владел противник...
         Все эти работы заняли более восьми лет, в начале 80-х годов МиГ-31 был принят на вооружение ПВО и до сих пор не имеет аналогов в мире. Наиболее близким ему по своей идеологии был американский F-14, палубный перехватчик. Он тоже мог вести многоканальный обстрел, но его механическая антенна сканировала обстановку в пределах одной строки (такой, как строка развёртки на экране телевизора) - строка за строкой. И только когда в одной из строк появлялось несколько целей (до четырёх) - тогда F-14 мог их атаковать одновременно. Но это очень редко случается, чтобы цели выстраивались в одну строку... Наша же антенна позволяла обстреливать их на разных высотах, дальностях и т.д. F-14 также не умел управлять групповым боем, действовать полуавтономно... Это объяснимо, поскольку американцы никогда не стояли перед острой проблемой организации перехвата и отражения массированного воздушного налёта со стороны СССР, поскольку мы исповедовали оборонительную доктрину и не имели больших авиационных группировок. Наступательную стратегию мы строили на основе баллистических ракет... Поэтому в США и нет мощной системы ПВО. A F-14 создан был для охранения авианосцев, группы военно-морских кораблей, поэтому к нему предъявлялись более скромные требования, так как массированный групповой налёт на эти корабли практически исключён.
         В общем, создание боевого комплекса МиГ-31 подняло на более высокий уровень возможности всей нашей системы противовоздушной обороны. А с вводом в строй зенитной системы С-300П и С-300В мы получили такую систему ПВО России, которая по своей мощи и силе не имеет аналогов в мире и по сей день. Хотя старение техники неизбежно будет проделывать в ней "бреши", если с этим процессом наше государство не станет бороться так, как того требует сейчас международная обстановка. Но МиГ-31 пока на своём участке достаточно эффективно держит оборону. Это подтвердил ряд манёвров и военных учений, проведённых в последующие годы - МиГ-31 очень эффективно работал при перехвате крылатых ракет, высотных целей. Диапазон его работы располагался от предельно малых до предельно больших высот, чем не обладал ни один перехватчик в мире.
         Таким образом, на мой взгляд, МиГ-31 стал "лебединой песней" Советского Союза в деле создания истребителей-перехватчиков. После этого шло лишь его совершенствование - мы заложили МиГ-31М, в котором облагораживались отдельные режимы, усложнялись процессы обработки сигналов и т.д., но я бы назвал их чисто эволюционными.
         Наряду с работами по созданию самого МиГ-31 шло рождение и новой ракеты для него - К-33, дальность полёта которой довели до 300 километров, что значительно перекрывало возможности наземной зенитной ракеты. Это достигалось тем, что К-33 "забрасывали" на высоту почти 30 000 метров, и уже оттуда она шла к цели по баллистической траектории, а когда сближалась с ней - включалось самонаведение. Мы, как бы использовали её естественные баллистические возможности, а не только энергетические, за счёт чего резко и возросла дальность полёта. Такой подход родился в стенах нашего института - у нас формировалась идеология, а разработка самой ракеты была поручена КБ "Вымпел", которое возглавлял главный конструктор Г.А. Соколовский. Правда, её немножко "испортили", так как Г.Е. Лозино-Лозинский настоял, чтобы её "утопили" в специальные углубления в фюзеляже МиГ-31. Сделано это было в целях уменьшения аэродинамического сопротивления, но, на мой взгляд, тяговооруженность перехватчика была настолько высокой, что К-33 можно было спокойно пристроить и под крыло. А так получилась некая спецракета "индивидуального пошива", которую ни на какой другой самолёт кроме МиГ-31 не подвесишь.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100