«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 23% |
Следующей системой, в работу над которой мне пришлось включиться, был самолёт-перехватчик МиГ-25. Он был задан к разработке постановлением правительства в 1962 году, после того, как 1 мая 1961 года был сбит самолёт-разведчик У-2, пилотируемый Пауэрсом. Когда У-2 нарушил воздушное пространство и его пытались перехватить наши "МиГи", то ни по высотности, ни по скороподъёмности они его не доставали, и лишь "натолкнувшись" на зенитный комплекс П.Д. Грушина под Свердловском, эта машина не смогла больше продолжать полет, поскольку её уничтожили ракетой. Поэтому была поставлена задача создать высотный скоростной истребитель, причём чтобы выйти на те высоты, где "гуляют" американские У-2, он должен уметь развивать скорость в три "маха". Для этого пришлось провести революцию в авиационной промышленности - перейти от алюминиевых сплавов к стальным конструкциям и титану, которые позволили бы преодолеть тепловой барьер, что по сложности не уступает прохождению звукового барьера. При достижении скорости ЗМ конструкция нагревается от скоростного потока и алюминий не выдерживает по прочности. По сути дела, начиналась новая эпоха в авиации...
Нашему институту пришлось не так уж много сталкиваться с конструкцией МиГ-25, но вооружение на нём надо было строить с учётом сложнейшего режима перехвата высотной цели. Кстати, в США вместе с У-2 появился и самолёт SR-71, который вначале американцы закладывали, как истребитель, способный летать на скорости в 3М и перехватывать высотные цели. Но поскольку у нас не было таких высотных бомбардировщиков, они его превратили в разведчика. На нём использовались радиопоглощающие материалы, другие новейшие достижения науки и техники, поэтому он был очень опасен и его тоже стали рассматривать как возможную цель. Одновременно американцы стали закладывать В-70 "Валькирия". Это тоже "трехмаховый" самолёт, его построили в нескольких экземплярах, но развития он в последующем не получил, поскольку сбитие У-2 Пауэрса показало, что преодоление ПВО СССР даже на больших высотах и скоростях становится неразрешимой проблемой из-за отличных зенитных комплексов. К тому же В-70 - очень дорогая система... Поэтому новое руководство министерства обороны США, его министр Макнамара выдвинули новую концепцию - прорыва нашей ПВО на предельно малой высоте, для чего был построен новый самолёт FB-111. С нашей стороны это породило ответные меры, но я коснусь их ниже...
А в то время - в начале 60-х годов - мы все были поставлены перед фактом проникновения в наше небо высотных скоростных целей, и поэтому МиГ-25 закладывался под этот режим как основной для перехвата. Занялись мы этой работой, имея в активе опыт создания системы "Ураган-5", ведущим самолётом которой был тоже "микояновский" - Е-150, но на вооружение он не пошёл. Концепция же выхода на высокой скорости на большую высоту была на нём отработана. При этом автоматизировались режимы не только бортового самонаведения, но и вывод машины на большие высоты. Этим занимался НИИ-5, создавший комплекс "Воздух-1" - вычислительную структуру, которая по данным радиолокации должна вырабатывать траекторию вывода самолёта на заданный рубеж. При этом на борт выдавались курс, скорость и высота полёта, которые шли на директорные приборы в кабину и, кроме того, могли замкнуться на автопилот и обеспечить вывод самолёта автоматически, а также - углы разворота антенны бортового радиолокатора на цель. Локатор разрабатывался главным конструктором Фёдором Фёдоровичем Волковым из института, который когда-то возглавлял очень известный радист и основоположник самолётных БРЛС Тихомиров (ныне НИИП им. Тихомирова). Локатор носил название "Смерч-А". Ракету же поручили делать Бисновату, она должна была уметь сбивать цель на высотах более 20 км и скоростях около 3М. Она получила наименование К-40 и стала основной системой оружия МиГ-25.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||