«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%


         В то время такие термины ещё не родились, но позиция Челомея, который яростно отстаивал крылатые ракеты, казалось бы, говорила о том, что он будет им верен всегда. И вдруг человек, который проповедовал идеологию крылатых ракет, резким движением переключился на баллистические... И на базе их стал предлагать мощный ракетоноситель и космические системы.
         Всё это серьёзно подтолкнуло в те годы Министерство авиационной промышленности к своеобразному отходу от работ по авиации и смене приоритетов в пользу космонавтики, поскольку Челомей, который находился в структуре МАП, вдруг быстро выдвинулся в тройку главных конструкторов ракетной техники. А она, как я уже говорил, пользовалась безудержной любовью всего народа и руководства страны. Королёв же был в структуре Министерства оборонной промышленности, поскольку НИИ-88 создали на базе завода No 8 в Подлипках, принадлежавшего этому министерству, и он профилировался как научная база для сопровождения работ Королёва. Сначала Сергей Павлович занимался там ФАУ-2, а потом - всеми теми разработками, которые он вёл, как боевые баллистические ракеты. Но после того, как Королёв начал развивать космонавтику гражданского назначения, принёсшую позже ему оглушительную славу Главного конструктора и основателя пилотируемой космонавтики, линию боевых ракет продолжил Янгель. Он переехал в Днепропетровск, где создали КБ "Южное", которое позже унаследовал В.Ф. Уткин, "автор" МБР СС-18 с разделяющимися боевыми частями, которую американцы окрестили "Сатаной" и многих других оригинальных решений, в том числе и подвижного железнодорожного ракетного комплекса.
         Вот так человек из МАП - Челомей - оказался третьим разработчиком баллистических ракет. Королёвская Р-7 - "семёрка" - оставалась на вооружении и как боевая ракета, хотя это был открытый старт, и как носитель космических кораблей. Янгель уже проповедовал закрытый шахтный ствол, а Челомей в процессе эволюции космических войск, в спорах с Янгелем, отстаивал закрытый, но упрощённый старт - одноразового пользования, который обходился дешевле, чем другие подобные сооружения. Грубо говоря, в почве рыли дырку, в которую закладывали гигантский "патрон" - шахту со снаряжённой ракетой. Челомей исходил из того, что стрелять придётся один раз - второго выстрела не будет, поскольку ядерная война сметёт человечество. И надо сказать, что эта идеология победила. На её основе Челомей сделал ракету - "сотку". Фактически первым настоящим ракетно-ядерным щитом, который позволил СССР занять устойчивую позицию во всех противостояниях, и была система Челомея. До её создания, когда Хрущёв потрясал кулаками, что мы можем уничтожить любого противника десятки раз, всё было блефом. В то время на вооружении стояли единицы МБР и ни о каком щите не могло быть речи, поскольку на его создание требовались колоссальные затраты. Система Челомея позволяла их сократить и ускорить строительство такого щита, что позволило ему и удержаться "на плаву" как разработчику и генеральному конструктору. Он внёс очень большой вклад в создание относительно дешёвой ракеты, к тому же в ней он применил и нетрадиционную конструкцию.
         Королёв, Янгель использовали при строительстве боевых ракет и ракетоносителей классическую авиационную технологию - силовой набор, обечаек со шпангоутами, которые обшивались металлом. А Челомей, используя близость к Хрущёву, возникшую благодаря сыну - Сергею Никитовичу, который у него работал, сумел "подхватить" КБ Мясищева (ныне - завод им. Хруничева). Мясищев был смещён с поста генерального конструктора, ему предложили возглавить ЦАГИ, а Челомей взял это КБ, как филиал своего основного, которое находилось в Реутово. И тем самым "унаследовал" все конструкторские и технологические наработки Мясищева. В это время Мясищев строил стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50, вслед за серией М-4 (наш первый дальний стратегический бомбардировщик, межконтинентальный), который был развёрнут после Ту-16. В М-50 Мясищев использовал не классический силовой набор конструкций, а панели обшивки, в которых вначале путём химического фрезерования, а потом и механического, создавались рёбра жёсткости. И фюзеляж и крылья изнутри напоминали вафельное полотенце, свёрнутое в трубку. Рёбра жёсткости решали задачи прочности, а освободившийся объём использовался под топливо. Это, конечно, значительное и интересное конструкторское решение, которое позволило создать самолёт, умеющий летать на сверхбольшую дальность.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100