«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 17% |
Но поскольку ракетно-космическая эйфория "закрыла" стратегическую авиацию, Челомей использовал идеи Мясищева, воплощённые в М-50, для создания двух ракет, сыгравших исторически громадную роль. Это Р-100-"сотка" и Р-500-"пятисотка". Из "пятисотки" вырос знаменитый "Протон", самый тяжёлый космический носитель, который имеет Россия. И по сей день королевская "семёрка" и "пятисотка" Челомея являются ракетоносителями, решающими все задачи современной отечественной космонавтики по выводу на орбиту экипажей и объектов различного назначения. Лучше ничего никто пока не сделал...
Вот эта технология "вафли" и множество других интересных решений позволили Челомею вырваться вперёд. Но получилось у него это не сразу - вначале он выдвинул ряд одиозных и сверхфантастических по тем временам предложений, которые дали возможность военным не очень добродушно шутить:
- Янгель работает на нас, Королёв - на ТАСС, а Челомей - в унитаз...
Это был прозрачный намёк на то, что Королёв увлёкся запусками космических систем, которые носили скорее пропагандистский характер, но не давали результатов, соизмеримых с затратами на них. Мы доказывали всему миру, что можем выводить на орбиту какие-то объекты, решать биологические задачи, позже - отправили туда человека... Но эти достижения были явно несоизмеримы с теми, что мы имеем сегодня, когда развитие человечества нельзя представить без прогресса в области космонавтики. Роль Королёва в том, что освоение околоземного пространства принесло столь впечатляющие результаты, громадна. Но в тот период, о котором идёт речь, мало кто понимал, какие преимущества сулит человечеству освоение космоса.
Короче говоря, такой поворот событий сильно подействовал на весь отечественный авиационный мир и, естественно, не мог не сказаться на работе нашего института. "Эхом" их стало и историческое заседание коллегии МАП осенью 1959 года, на котором мне довелось присутствовать. На ней обсуждался один вопрос: в каком же направлении теперь развивать авиационную промышленность? То ли ей тоже примкнуть к делёжке ракетно-космического "пирога", то ли продолжать делать своё авиационное дело? Заседание было очень бурным, выступали практически все наши ведущие генеральные и главные конструктора, учёные, а поскольку мы находились под политическим давлением руководства страны, которое провозгласило ракетно-космическую доктрину, то очень многие подстраивались под эту политическую линию. В частности, от имени ЦАГИ речь держал академик В.В. Струминский, который присоединился к концепции правительства и ЦК КПСС и доказывал, что теперь наступил практически конец авиации... Ну, если не конец, - гражданская-то авиация остаётся, как и ряд проблем народного хозяйства, которые можно решить только с её помощью, - то роль боевой авиации будет сводиться к каким-то второстепенным задачам, особенно в области обороны страны. На передний план выходят зенитные, баллистические и всякие другие ракеты, а пилотируемая авиация начинает себя изживать. Всех очень мудро и здраво рассудил Андрей Николаевич Туполев. Он вышел на трибуну и произнёс речь, смысл которой сводился к следующему:
- Ребята! Пока есть атмосфера, человек будет летать в атмосфере. Поэтому - берегите атмосферу! И не бойтесь, что авиация "загнётся". Авиация будет всегда, не беспокойтесь...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||