«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 15%


         В общем, увлечение чертежами и незнание динамики ракет класса "воздух-воздух" где-то в начале 50-х годов привели к тому, что по приказу Сталина был закрыт ряд КБ, которые, как считалось, не дают отдачи, в том числе и ОКБ Бисновата. Кстати, в их число попало и КБ Челомея, но об этом речь пойдёт особо, поскольку он очень сложная личность и заслуживает отдельного разговора. Владимир Николаевич Челомей, пожалуй, был одним из очень немногих специалистов, который хорошо понимал газовую динамику автоколебательных процессов в двигателях... Поэтому он решил воспроизвести пульсирующий двигатель для воссоздания ФАУ-1, а потом и для крылатых ракет своей разработки. Но это тоже оказалось непростой задачей - сделать пульсирующий двигатель. Челомей это быстро понял и стал переходить к турбореактивным двигателям, но уже в ракетном исполнении. А поскольку "выхода продукции" не было, его коллектив тоже расформировали.
         КБ Бисновата было возрождено в 1954 году, когда вышло специальное постановление правительства по созданию ракет класса "воздух-воздух", - К-6, К-7 и К-8, о чём я уже говорил выше. Работу над К-6 поручили П.Д. Грушину, над К-7 - И.И. Торопову, над К-8 - М.Р. Бисновату. Он притащил сундук чертежей СНАРС-250 (цифра означала вес ракеты), которой когда-то занимался и сказал нам, что постарается вернуть к себе тех, с кем работал раньше.
         Кстати, когда разогнали ОКБ-4, то его помещение отдали П.Д. Грушину, коллектив которого выделился как филиал из КБ-1. Там же осталось и большинство сотрудников Бисновата. Многие из них сейчас стали корифеями зенитной техники - И.И. Архангельский, Е.С. Иоффинов и другие, но начинали они у Бисновата. Грушин же пришёл на место ОКБ-4 с частью коллектива Д.Л. Томашевича. Сам Пётр Дмитриевич был профессором МАИ, в КБ-1, по-моему, работал по совместительству, а потом решил уйти с преподавательской работы в конструкторы. Поэтому он начинал не "с нуля", а с коллективом, производственной базой, доставшимися ему в наследство от ОКБ-4.
         А Бисноват, которого спустя два года пригласили к работе над К-8, вынужден был снова всё начинать на пустом месте. Он пригласил к себе Владимира Николаевича Елагина, человека с хорошей инженерной хваткой, который стал у него первым заместителем. Начальником теоретического отдела к Бисновату пришёл И.И. Могилевский - вот, пожалуй, и вся "старая гвардия", которая вернулась к М.Р. Бисновату. Поэтому он начал набирать молодёжь из МАИ и других вузов, и затем этот коллектив, созданный Бисноватом, стал основой ОКБ "Молния", которое долго возглавлял генеральный конструктор Г.Е. Лозино-Лозинский. Начинали они с ракет класса "воздух-воздух", вершиной их творчества стал МКК "Буран".
         В общем, когда мы вплотную начали работать с Бисноватом, он делал третий в своей биографии большой "заход" в уникальную разработку: вначале истребитель, потом СНАРС и вот - К-8. Этот "заход", в отличие от первых двух, ему удался блестяще. Сделав К-8, он записал в свой актив К-80, К-40, К-60 и К-73, которые оставили заметный след в истории создания отечественных ракет класса "воздух-воздух".
         Бисноват производил приятное впечатление, как вежливый, интеллигентный, очень культурный человек. Но ничто человеческое ему не было чуждо, он был эмоционален, мог "заводиться", горячо спорить... Он был настоящий еврей, воплощавший в себе лучшие качества народа, к которому принадлежал. Он очень любил свою семью, но, на мой взгляд, она и ускорила его уход из жизни. Когда у Матуса Рувимовича трагически погибла уже взрослая дочь, он начал очень быстро стареть...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100