«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 8%

Школа ракеты К-8


         К-8 заставила нас пройти непростую школу.
         Рассматривая с позиций сегодняшнего дня весь класс ракетных вооружений, в том числе зенитные ракеты, противоракеты, морские, противотанковые, баллистические и т.д., - мне приходилось не раз оценивать их, входя в состав государственных комиссий, - скажу, что ракета класса "воздух-воздух", по моему убеждению, как это ни парадоксально, - одна из самых сложных. Хотя она - одна из самых маленьких: её вес - от нескольких десятков до сотни килограммов, длина - от метра до двух-трёх... Но эта ракета работает в особо сложном режиме.
         Во-первых, она "уходит" с подвижной платформы, которой является самолёт. Уже одно это создаёт ряд трудностей, таких, как необходимость стартовать в условиях манёвренного воздушного боя либо с направляющих рельсов, либо катапультируясь из отсека вооружений при значительных перегрузках. Тут сразу же начинаются сложные аэродинамические интерференционные процессы...
         Во-вторых, большинство этих ракет имеют твердотопливные двигатели, в основном пороховые, с мощным стартовым импульсом, создающим также немалые перегрузки.
         В-третьих, это короткоживущая ракета, которая должна решить свою задачу - уничтожить воздушную цель - за малый отрезок времени: от нескольких секунд до минуты.
         И самое сложное в ней то, что она должна работать по принципу "пустил-забыл". Ей приходится самой решать непрерывно возникающие проблемы, поскольку цель активно борется с ней - стремится уйти от атаки, маневрирует по высоте, меняет курс, ставит "ловушки", помехи - словом, создаёт очень сложную информационную обстановку, требующую от ракеты безошибочного решения. При этом конструктору и "развернуться"-то негде - всё оборудование, механизмы, обеспечивающие выполнение поставленных задач, должны быть уложены в очень малые габариты. Поэтому от создателей ракеты класса "воздух-воздух" требуется если и не искусство, то высочайшее мастерство, чтобы в одном изделии "примирить", казалось бы, непримиримые факторы, как в области физических процессов (аэродинамика, газодинамика, механика полёта), так и информационных.
         Но если даже ракета подошла к цели, то возникают новые проблемы: как настроить механизм подрыва, чтобы время его срабатывания, направление разлёта осколков были наиболее эффективными. Ведь летательный аппарат, который надо сбить, снабжён мощными элементами конструктивной защиты, обеспечивающей его боевую живучесть. Какие-то узлы бронируются (двигатель, кабина лётчика или экипажа), свою защиту имеют топливные баки... Не зря во время Второй Мировой войны очень популярной была песенка:
         "Мы летим, ковыляя во мгле,

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100