«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%


         Особых душевных метаний - оставаться ли на преподавательской и научной работе в МВТУ или уходить в НИИ-2 - у меня не было: я выбрал институт авиационного вооружения.
         Решающим стимулом стало то, что в учебном вузе я не смог бы прорваться на передний край работ в области управляемого вооружения, в которой стал специализироваться. Она была секретной, и получить необходимые материалы можно было, лишь работая непосредственно по той или иной закрытой теме, связанной с выбранной профессией; там, собственно, и происходило формирование этой области знаний. Забегая вперёд, скажу, что и от преподавательской работы мне уйти не удалось, ею я занимаюсь всю жизнь, но это уже "вторичное" занятие. Почему я не отказался от него? Уже будучи заведующим кафедрой Московского физико-технического института, я входил в его методический совет, который возглавлял Пётр Леонидович Капица. А он всегда говорил:
         - Очень важно для нас читать лекции студентам по самым передовым исследованиям в области новейших знаний. У них "свежее" восприятие науки, и студент может задать настолько неожиданный вопрос, что вам и в голову не придёт, и это вас вынудит глубже вникнуть в тот предмет, то явление, о которых рассказываете. В сложившемся курсе знаний всё рутинно. А когда курс базируется на самом передовом научном или техническом направлении, то наверняка вы сами ещё не осмыслили его до конца, и вопросы студентов стимулируют вас к такому осмыслению, к систематизации потока знаний, получаемых в ходе вашей научной работы. Поэтому преподавание для научного работника очень важно, но только в том случае, если вы формируете какие-то новые области знаний, лежащие на самых передовых линиях научных исследований...
         В этих словах Петра Леонидовича - смысл существования МФТИ - "Физтеха". Этот институт во многом скопировал "стиль" Кембриджского университета в Англии, к чему очень сильно "приложил руку" сам же П.Л. Капица - фактический основатель МФТИ. Кстати, коль уж зашла речь о Капице... В методический совет входил и один из его соратников Николай Николаевич Семёнов. Он тоже был в группе специалистов, которых советское правительство в 20-х годах командировало в Кембридж к Резерфорду, на своеобразную стажировку. Вернувшись в СССР, они, собственно, и положили начало знаменитой школы теоретической и экспериментальной физики.
         Время шло, настал период бурного развития вычислительной математики, информатики, вычислительных машин, и, естественно, студенты должны были всё это осваивать глубоко и прочно. Поэтому, обсуждая учебные планы "Физтеха", мы, молодые профессора, ратовали за увеличение объёма занятий по математике. Но за счёт чего? В течение первых трёх курсов студенты получали фундаментальные знания, прежде всего, в области физики, математики, а также проходили историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политэкономию, научный коммунизм и изучали два иностранных языка. В спорах выяснилось - число учебных часов по общественным дисциплинам сокращать нельзя, по иностранному тоже, осталась физика. Только за её счёт можно расширить курс математики. Обычно на совете Пётр Леонидович сидел на небольшом возвышении и дремал. А Семёнов сидел с нами, в первом ряду. И вот Капица, разбуженный нашими горячими выступлениями в пользу математики, обращается к Семёнову:
         - Николай Николаевич, ты помнишь, Резерфорд, по-моему, кроме алгебры, ничего не знал?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100