«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 86%


         Сам Сталин был почти свободен от влияния марксистской ортодоксии, хотя и прикрывался "идейно выверенной" фразеологией. Он выступал против марксистского положения об отмирании наций при коммунизме. В работе "Марксизм и вопросы языкознания" (1950 год) вождь утверждал, что нация и национальный язык являются элементами высшего значения и не могут быть включены в систему классового анализа, созданную марксизмом. Они стоят над (!) классами и не подчиняются диалектическим изменениям, которые являются следствием борьбы классов. Более того, именно нация сохраняет общество, раздираемое классовой борьбой. Лишь благодаря нации классовые битвы не приводят к распаду общества. Нация и язык связывают в одно целое поколения прошлого, настоящего и будущего. Поэтому они переживут классы и благополучно сохранятся в "бесклассовом обществе".
         В своих трудах и публичных выступлениях Сталин неоднократно, пусть и в завуалированной форме, полемизировал с "классиками" - Марксом и Энгельсом. Особенно критически он относился к Энгельсу, который наиболее радикально утверждал неизбежность отмирания государства по мере строительства социализма.
         По большому счету, Сталина нельзя причислить к сторонникам коммунизма, ибо коммунизм, как явствует уже из самого названия, предполагает создание коммуны - полностью самоуправляющегося общества. В работе "Экономические проблемы социализма" (1952 год) Сталин признавал возможность построения коммунизма даже во враждебном капиталистическом окружении. То есть согласно его представлениям "коммунизм" вполне сочетается с сильным государством, противостоящим серьезному геополитическому противнику. Само собой, такой "коммунизм" не имеет ничего общего с коммунизмом Маркса, Энгельса и Ленина.
         Выступая с Отчетным докладом на XVIII съезде ВКП(б) (1939 год), вождь партии большевиков открыто объявил, что высказывания Энгельса и Ленина по поводу отмирания государства не имеют практически никакого отношения к Советскому Союзу. Он заметил "отсутствие полной ясности среди наших товарищей в некоторых вопросах теории, имеющих серьезное практическое значение, наличие некоторой неразберихи в этих вопросах. Я имею в виду вопрос о государстве вообще, особенно о нашем социалистическом государстве". Сталин полемизировал с ортодоксальными марксистами, утверждающими, что отсутствие эксплуататорских и враждебных классов должно неминуемо сопровождаться и отмиранием государства. По его мнению, Маркс и Энгельс лишь заложили краеугольный камень теории о государстве, которую надо было двигать дальше. Кроме того, Сталиным "кощунственно" были замечены просчеты "классиков": "...Энгельс совершенно отвлекается от того фактора, как международные условия, международная обстановка". Этот фактор, согласно Сталину, и был главным препятствием на пути отмирания государственной организации. "Сохранится ли у нас государство также и в период коммунизма? - задавал вопрос Сталин. - Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне..." То есть вождь ориентировал партию на то, что "враждебное окружение" может и сохраниться, а с ним сохранится и государство. Да, он произнес осторожное слово "если", но в нем-то и была ревизия марксизма. Ведь марксизм не знал никаких "если"...
         Молотову же сталинские взгляды на государственность никак не подходили. Он действительно принадлежал к "партии" верных ленинцев, которые стояли на более умеренных позициях, чем троцкисты и другие леваки - но и только лишь. К слову, свой правоверный "марксизм-ленинизм" Молотов показал еще в феврале - марте 1917 года. Тогда он был одним из немногих лидеров партии большевиков, которые занимали позиции, близкие к тем, что озвучил Ленин в своих знаменитых "Апрельских тезисах". Вячеслав Михайлович вместе со своими коллегами по Русскому бюро ЦК (А. Г. Шляпниковым и др.) считал Временное правительство контрреволюционным и требовал его замены.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100