«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 60% |
Процесс "деградации" оказался особенно бурным на поверхности и в глубинах морей и океанов. Патрулирование вооружённых атомным оружием подлодок сократилась до такой степени, что большинство российских военных экспертов уже не считает, что оно играет какую-то роль в процессе сдерживания. Оперативные возможности подводного флота упали до критического порога, за которым он не просто теряет наступательный потенциал, но и становится источником опасности для себя и своих экипажей. С 1990 года Россия не произвела ни одной атомной подводной лодки. Предложения начать спускать на воду одну подлодку в год начиная с 2002 года остаются лишь благими пожеланиями - на них нет и не может быть средств. Иными словами, через 10-12 лет морской компонент ССЯС России будет насчитывать 9-12 атомных подлодок, вооружённых 800-1000 боеголовками. То есть Россия окажется далеко за низшим пределом, установленным договорами СНВ-1 и СНВ-2, предусматривающим для этого вида вооружений потолок в 1750-1900 ядерных боеголовок.
Перейдём к межконтинентальным баллистическим ракетам наземного базирования (МБРН). Здесь ситуация настолько серьёзная, что ещё немного и любой разговор о сдерживании станет пустой болтовнёй. Учитывая, что многие МБРН уже отслужили "гарантийный срок" и что новые "Тополь-М" производятся по чайной ложке из-за отсутствия средств, через шесть лет Россия будет иметь около 250-300 МБРН типа "Тополь-М", к которым добавится сотня СС-19 (с одной или 6 боеголовками) и пара десятков ракет "тяжёлого" типа, то есть с десятью независимыми боеголовками. Но СНВ-2 обязывает Россию уничтожить все "тяжёлые" МБРН, так что она потеряет свою сдерживающую способность и здесь.
Что же до обычных вооружений, то по ним мощь НАТО превзошла российскую уже в четыре раза. Применяя теперь к России критерии, использовавшиеся НАТО во времена существования ОВД, когда ситуация по обычным вооружениям была противоположной (но не с разрывом в четыре раза!), с несомненным превосходством СССР по количеству войск и бронетехники, Москва имела бы полное право считать ядерное оружие элементом поддержания общего равновесия. Но Россия, как мы только что засвидетельствовали, теряет даже стратегический потенциал сдерживания.
И, наконец, последний штрих. Вашингтон не скрывает своего намерения создать систему противоракетной обороны до 2003 года, что позволит ему выбросить в мусорную корзину договор по ПРО от 1972 года, по которому СССР и США обязывались не создавать ничего подобного (именно для того, чтобы сохранить в силе сдерживающий фактор, гарантированное взаимное уничтожение в случае ядерного конфликта). Чем могла бы ответить Россия? Очевидно, что у неё не было и нет соответствующих технологий для создания собственной системы ПРО. И что даже имей она их, у неё отсутствуют средства на её производство. Теоретически (только теоретически) России остаётся одно: денонсировать все договоры по СНВ и начать штамповать такое количество "Тополей-М" с множественными боеголовками, что будущая американская система противоракетной обороны станет слишком уязвимой. Иными словами, противопоставить качеству и электронным хитростям грубое количество. Но опять же, где найти деньги? Не говоря уже о том, что стоит заикнуться на эту тему, как Вашингтон захлопнет все кошельки, включая МВФовский. И как обеспечить секретность, когда все системы безопасности советских времён разрушены и американцы всюду чувствуют себя как дома?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||