«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 61% |
Результаты такого подхода выглядят лучше, чем в бывшем СССР и большинстве восточноевропейских стран.
Реформу системы собственности в Китае нельзя отождествлять с приватизацией. Развитие в экономике новых укладов рядом с госсектором и разгосударствление части собственности трактуются у нас как диверсификация форм собственности. И, если оценивать роль государства в экономике и по действенности госрегулирования экономических процессов, а также по конкурентоспособности госпредприятий, эту роль в КНР следует признать ведущей. В целом, реформирование госсектора шло и идёт у нас по принципу "Держать крупное - отпускать мелкое".
Сегодня доля государства в ЖКХ, лёгкой промышленности, сельском хозяйстве и сфере торговли снизилась до 30 %. Но в традиционных "естественных монополиях" и финансовом секторе госучастие составляет минимум 80 %. Ещё выше его уровень - почти 100 % - в телекоммуникациях и СМИ. Государственная концепция "гармоничного общества" - это сочетание китайской традиции с марксизмом и в экономике, что позволяет тщательнее решать вопросы государственной управляемости и социальной справедливости в Китае.
Безусловно, Китай отнюдь не лишён многочисленных проблем. Это, например, и подстрекаемый извне антикитайский сепаратизм, и существенный разрыв в доходах городского и сельского населения, и межрегиональные диспропорции в социально-экономическом развитии. Избыточность, дешевизна и, как следствие, значительная текучесть рабочей силы делают любую китайскую продукцию едва ли не самой дешёвой в мире по себестоимости. Но это - с одной стороны. А с другой - у властей нет особой необходимости постоянно и существенно повышать уровень зарплат, ибо рабочую силу, причём сверхдешёвую, можно быстро набрать или заменить в нужном количестве. Зарплаты же в КНР не нужно быстро и существенно повышать также потому, что там сохраняется достаточно жёсткое госрегулирование цен и тарифов, а, например, завышение цен производителей и/или в торговых компаниях влечёт за собой разнообразные санкции, вплоть до лишения права работать/торговать. В то же время, небезызвестный лозунг "Кадры решают всё" и поныне воплощается в Китае. По темпам не только подготовки, но и трудоустройства в КНР национальных кадров - инженерных, научно-технических, медицинских, гуманитарных - Китай с середины 1970-х гг. занимает первое место в мире.
И вот - один из результатов такой политики - Китай с середины 1980-х входит в число стран - мировых лидеров по темпам развития экономики, особенно промышленности и сельского хозяйства, по темпам роста промышленного экспорта и производственных капиталовложений, роста золотовалютных госрезервов. Как и по размерам привлечения зарубежных инвестиций, опять-таки, в производственные отрасли. Кстати, первые свободные экономические зоны в КНР появились ещё в первой половине 1970-х - т. е. при жизни Мао Цзэдуна.
Отметим также, что, согласно китайским официальным источникам, ещё в 1948-1952 гг. Сталин советовал Мао Цзэдуну в большей мере учитывать экономическую специфику Китая, его экономическую историю и "учиться больше на ошибках и проблемах, чем на успехах Советского Союза".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»