«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%


         Первая ступень Ашганга-йоги, называемая Ямой, по сути великие заповеди, истинные для всех религий, стран и времен. Они таковы:
         1. Ненасилие (ахимса) - не причинять страдание ни какому существу ни мыслью ни словом, ни делом
         2. Правдивость (сатья) - точно выражать испытанное, подбирая такое слова, которые приносят радость и пользу слушателю и ни в коем случае не причиняет боль (принцип ненасилия).
         3. Неворовство (астея) - не присваивать того, что принадлежит другому ни обманом, ни силой, ни каким-либо иным способом.
         4. Целомудрие (брахмачарья) - избегать все условия к действия, при которых рождается похоть. Сознание семьи и продолжение рода не запрещается, но половой акт должен быть исключительно ради зачатия детей.
         5. Нестяжательство (апариграха) - не какоплять богатство и предметы наслаждения лично для себя, а так же не принимать даров.
         Ниям, т.е. правил индивидуального поведение так же пять:
         1. Чистота (Шауча) - ежедневное (утреннее и вечернее) физиологическое, физическое и духовное очищение тела и среды обитания.
         2. Смирение (сантоша) - терпеливое, без жалобы, выполнение своего долга и обязанностей - смирение перед судьбой.
         3. Рвение или аскетизм (тапас) - сознательное стремление достичь окончательного единства с Божеством и исключить все желания, стоящие на пути к этой цели. При этом сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия приучать себя к различным лишениям, выполнять различные виды закаливания и воздержания.
         4. Самообразование (свадхья) - самостоятельное изучение духовной литературы, частое размышление над ней, повторение мантр (кратких молитв).
         5. Преданность Богу (Ишвара пранидхана) - посвящение своих действий и воли Богу, поиск защиты у Бога и упование только на него. Третьей ступенью йоги является асаса, то есть удобная и неподвижная поза, которой можно овладеть расслаблением всего тела и собранностью в безграничном. Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. По мнению йогов, они помогают стать свободным от физических недомоганий и умственных раздражений.
         Эти первые три описанные выше ступени являются внешним поиском и носят название бахиранга садхана.
         Пранаяма представляет собой четвертую часть Ашганга-йоги, заключавщейся в сознательной модификации процесса дыхания и контролем над ним. Пранаяма состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий, следовательно для продления жизни нужно дышать медленнее или не дышать вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому прана в теле отдельного человека считается частью космического дыхания Вселенского Духа. Практика пранаяны - это попытка согласовать индивидуальное дыхание с космическим.
         На пятой ступени, называемой Пратьяхарой, осуществляется контроль над чувствами. Все действия внутренние и внешние происходят, когда сознание соединяется с нервными центрами или органами, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Встречаясь в жизни с благами (добрыми) и приятными (эгоистическими) побуждениями к действию, человек чаще выбирает приятные и совершает неразумные поступки, приводящие, как правило, к плачевным последствиям. Когда сознание подчинено воле, оно не соединяется с центрами восприятия, и следовательно, чувства и желания становятся управляемыми. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил Пратьяхару.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100