«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 98%


         Как-то Аксенов возмущался по телевидению похабной песенкой "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже". Но Боже милостивый, какие сексуальные загогулины вытворяет сам со своими персонажами именно везде: на свободе и в заключении, на фронте и в тылу, в московской маршальской квартире и в деревенском чулане, на сеновале и на снегу, в библиотеке и в шкафу, даже в лесу на свежем пеньке... И притом - со всеми персонажами: с маршалом и домработницей, с полковником и женой маршала, с офицерами и солдатами, с поэтессой и художником, с теннисистами и мотоциклистами, с марксистами и троцкистами...
         Романист вроде бы осуждает "похотливые фантазии" своего персонажа Маслюкова, полковника, и "мотивы ненасытной похоти" самого Берии, маршала, но сам-то изобретает уж такие "фантазии", что и полковник и маршал не годятся ему в подметки. Каждая половая связь или помыслы о ней носят в романе не обычный житейский характер, а изощренно-редкостный. И каждая сцена описана дотошно, обстоятельно, все названо бесстыдными словами безо всяких умолчаний, - так и видится при этом пускающий слюну похотливый старичок вроде Федора Павловича Карамазова, мечтающего о Грушеньке.
         Начать хоть с самого как бы невинного - с мечтательного, виртуального блуда, т.е. не сбывшегося или, как сказано в Писании, с блуда "в сердце своем". В семье Градовых лет сорок служит домработница Агаша, смирное, преданное деревенское существо. И вот оказывается какие страсти одолевали ее: "Тихонький скрип в ночи, и Борюшка (т.е. хозяин-то, профессор) входит, ласкает, и милует, и мучает немножко, и мы все трое еще больше друг друга любим - и Борюшка, и Мэрюшка (его жена), и Агашенька... Несметное количества раз грешила в мечтах!"
         Трудно, конечно, поверить, чтобы простая деревенская женщина всю жизнь мечтала о "любви втроем", как было, допустим, у изощренных интеллигентов Зинаиды Гиппиус, Мережковского и Философова, но Аксенову хочется этого, и ему нравится именно такая Агаша. Почему? Не автобиографический ли здесь момент? Или писатель уверен, что это он показывает глубину и сложность человеческой натуры, в частности, простой русской женщины?
         А вот марксистка Циля. Они с Кириллом Градовым занимались в деревне политпросвещением. Когда кончили дело, она вдруг говорит: "Градов, а как ты насчет небольшой половушки?" - "Что ты имеешь в виду, Розенблюм?" - "Ну, просто легкое физиологическое удовлетворение. Давай, Градов! Вон сарай на холме. Отличное место для этого дела!" И они вошли в сарай: "Циля быстро нашла более или менее сухой угол, бросила туда охапку более или менее сухого сена..." Подробности, как и во всех других эпизодах страсти, я опускаю, они омерзительны. И представьте себе, после этой "половушки" в углу сарая, похожей на изнасилование, Кирилл женился на своей насильнице! Вот какие извивы человеческой души на сей раз и русской, и еврейской знает писатель Аксенов!
         Дальше: "Приехала Оксана и прямо с порога начала снимать юбку". Кто такая? Мать троих детей, жена сотрудника Минтяжпрома. Куда приехала? К любовнику-шекспироведу, с которым спуталась, будучи еще его студенткой.
         Одна дама хочет поразить своего партнера и, раздеваясь в ванной, решает: "Я войду к нему совершенно голой". И входит. Другая предается страсти на тахте "прямо в шубке и в туфлях". Третья, ей восемнадцать лет, думает о незнакомом приглянувшемся парне: "Пусть он и переведет меня из разряда девушек в разряд женщин". Ну, перевел... И так далее.
         Очень интересуют Аксенова кровосмесительные связи. О том, как Борис Градов-младший упивался разнообразием "любимых поз" со своей молодой мачехой Тасей, мы уже говорили. А его сестра думает о нем самом: "Жаль, что он мне брат, вышла бы за него замуж". С другой стороны, Борис однажды "почувствовал нечто совершенно неподобающее племяннику по отношению к сорокадвухлетней тете Нине". А Нина в свою очередь тщетно взывала к двоюродному брату Нугзару: "Назойливый мальчишка! Ты забыл, что мы близкие родственники?!" Это ей не помогло. У них это просто. Уж так обожает Аксенов создавать подобные ситуации и копаться в них. Цимес мит компот!.. Возможно, и тут не обошлось без автобиографического мотива.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100