«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 76%

Выступление


         3 июня 1986 года в Малом зале ЦДЛ на собрании московских писателей с повесткой "Труд писателя. Социальные и правовые вопросы".
         Уважаемые товарищи!
         В апреле состоялось очередное присуждение Ленинских премий. На другой день, как издавна заведено, в "Правде" появилась статья председателя Комитета по премиям в области литературы и искусства Г. М. Маркова, в которой автор коротко рассказывал о новых лауреатах. Об одном из них, между прочим, в статье говорилось, что "его творчество давно вошло в сокровищницу мировой культуры". Я не называю имени этого лауреата, дабы не ставить хорошего человека и интересного художника даже заочно в конфузное положение. Ну, действительно, ведь мировая культура в ее высших "сокровищных" проявлениях - это египетские пирамиды и Парфенон, Сикстинская мадонна и Героическая симфония, Гомер и Шекспир, Моцарт и Чайковский, "Дон Кихот" и "Война и мир", Василий Блаженный и "Тихий Дон", "Братья Карамазовы" и Шостакович, это изобретение радио самолетов, это атомная энергия и вакцина против чумы... Раньше определять, что именно входит в сокровищницу мировой культуры, было привилегией и правом лишь истории и потомков, лишь времени и человечества. Но вот ныне при посредстве "Правды" это трудное дело взвалил на свои немолодые плечи лично товарищ Марков Г. М. Не обинуясь, прямо, без дрожи в голосе он при всем честном народе лепит в глаза собрату по Аполлону: ты, мол, братец, того, в сокровищнице, среди бессмертных.
         Человеку, читавшему хотя бы только "Капитанскую дочку", видеть это несколько ошеломительно, даже загадочно, однако он легко поймет т. Маркова и даже, может быть, отчасти извинит его, если примет во внимание, что Марков отнюдь не одинок в своих претензиях на прерогативы истории и всего человечество, что есть и еще столь же неробкие да ухватистые ребята, и они, кстати говоря, пишут о Маркове то же самое, что он наш сам - о неназванном здесь новом лауреате. Вот, допустим, Михаил Алексеев. Перечислив в статье "Как хорошую песню спеть" ряд писателей, назвав десяток произведений, он уверенно извещает через посредство журнала "Советский воин" все человечество, что все эти произведения "по праву вошли в сокровищницу не только нашей, но и мировой культуры" (1986, N 4. С. 3). И первым, как самое большое сокровище, М. Алексеев назвал роман Г. Маркова "Грядущему веку". Роман еще не окончен, но Алексеева и это ничуть не смущает, он не намерен ждать не только оценки истории и человечества, но даже окончания публикации, ему аж руки жжет от нетерпения. К тому же он, как видно, боится, что его могут обскакать, допустим, И. Мотяшов, С. Смоляницкий, В. Литвинов и десятки других авторов, пишущих оголтело-хвалебные статьи и книги о Г. Маркове.
         Вслед за "Грядущему веку" М. Алексеев, поднатужившись, распахнув богатырским плечом ворота пошире, затаскивает в сокровищницу мировой культуры романы "Блокада" и "Победа" А. Чаковского, "Война" и "Москва, 41-й" И. Стаднюка, "Вечный зов" А. Иванова, "Берег" Ю. Бондарева, "Судьба" П. Проскурина и книгу одного покойного писателя, имя которого я опять-таки не назову: остальные-то могут оборониться от несколько назойливых ласк непрошеного доброхота, а покойный этой отрадной возможности, увы, лишен (Бросается в глаза, что в последнее время М. Алексеев прямо-таки пристрастился к роли непрошеного доброхота. Так, недавно по случаю 75-летия Н. М. Грибачева он, желая воздать юбиляру высшую в своем понимании хвалу, написал в "Литературной газете" (да еще будто бы со слов самого поэта!), что у того нет, мол, в письменном столе ни одного стишка, ни единой строки - все опубликовано! На другой день, выступая по телевидению в программе "Время", Н. Грибачев, естественно, отклонил эту более чем сомнительную похвалу: кому же не ясно, что печатать все выходящее из-под пера стремятся только литераторы, потерявшие над собой контроль. Да немало есть и других причин, не позволяющих печатать все написанное. Право же, очень верна пословица насчет того, как опасна бывает в иных случаях услужливость, вышедшая из-под контроля разума). Впрочем, и у некоторых благополучно здравствующих положение тоже весьма непростое. Взять, скажем, И. Стаднюка. Ведь ему предстоит оборониться от ласк не только своего друга М. Алексеева, но и любимого журнала, где он много лет заведовал отделом литературы и часто печатается до сих пор, да еще и от собственного сына Ю. И. Стаднюка, который ныне заведует в журнале отделом литературы и, следовательно, сам заказал, отредактировал и сдал в набор статью, где книги его папы объявляются шедеврами мировой литературы на все времена.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100