«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 41% |
О женщине, мечтающей стать женой любимого человека, читаем: "Это было живое существо, завоевывающее право на одиночку с вытянутым лицом в очках". Что это такое? С большой степенью вероятности можно предполагать, что "вытянутое лицо в очках" - это сам возлюбленный, а тюремное словцо "одиночка", означающее камеру, в которой заключенный сидит в полном одиночестве, видимо, есть символ крепости желанного брачною союза. Для кого же не увлекательно разгадывать такие ребусы?
Еще читаем: "Операция удалась бы на славу, не проглоти я не вовремя осиновый кол, не позволивший мне держаться натуральней". Ведь наверняка же читатель до сих пор не знал, что глотание кольев занятие вполне естественное, только делать это надо своевременно.
И чем дальше в обширный дремучий лес, выращенный Окуджавой, тем больше отменных осиновых кольев: "за окнами брезжили сумерки", "ароматный князь", "перезрелый господин, пренебрегший соблазнительными сладостями фортуны", "она не просто очаровательна, она значительна", "рот, обрамленный усиками", "он понял, что отныне сну не бывать", "старый орел английской выправки", "лицо окончательно поюнело, приобретя однозначный вид", "на его челе есть маленький знак, предназначенный для меня", "хотелось презирать себя за суетливые обиды", "их разговор навострился", "вы всегда так сосредоточенно выезжаете на дачу?", "она была красива странной красотой, которая одновременно страшна и необходима, словно серебряный кубок, наполненный ядом, избавляющим от множества мучительных и неразрешимых ужасов, накопившихся за долгую жизнь", "она на него глядела не чинясь, без скромности", "она к нему приникла, словно мотылек к лампадному огоньку", "их видели в стогу с сеном", "их видели на сосне", "кузнечики кричали", "мысли стрекотали", "подумать только, она призналась, что девственница!", "что мне делать? проявить насилие?", "сказал со свойственным ему недоумением", "паучок, собаку съевший в таких делах", "неужели нет иного средства от катастроф, кроме сухих губ, безразличия и вечного сомнения", "всякий раз не будешь недоумевать столь ритмично", "все было лихорадочно просто", "ликование в нем задрожало", "незаметно они простояли более часа, наслаждаясь друг другом", "ароматы, распространяемые героями", "взять бы ее да увезти;
она горячая", "они очнулись спустя несколько часов, когда Петербурга и след простыл", "как многозначительно расположились ваши уже не детские ключицы", "у вас уже и слезы пошли?", "эти ключицы казались единственной истиной, впрочем... приспособленной другим", "в затылке ныло от ее насмешливого взгляда", "быть на смеху не хотелось", "я должен был неистовствовать и кусать себе локти", "ворона кричала нечленораздельное", "кузнечика знакомое лицо вдруг выросло среди травы", "человек, полурастворенный в ливне", "постепенно ударило четыре", "вокруг толпилось возмездие", "чудо падения от взлета в бездну", "страдание, похожее на плотный дым без определенной формы", "эти муки мне не по плечу", "на лице его не читалось ни мысли, ни желания, ни направления", "в доме происходил какой-то озноб", "завтра меня убьют; я затылком чувствую", "призрак висел в пустом воздухе", "живые души гнили заживо"...
Нетрудно предвидеть, что, конечно же, сыщутся люди вроде поминавшегося критика Зет, которые, прочитав это, захотят сказать словами главного героя романа об одном его собеседнике: "Что можно извлечь из этой тарабарщины?". Э-э, не все так просто! Как раз тут-то извлечь можно очень много. Вот лишь один пример. В конце приведенного выше текста говорится, что герой затылком чувствует, что завтра его убьют, и его действительно убивают. Другой персонаж говорит: "Чувствую затылком, что лопоухий продолжает следовать за мной",- и опять не ошибается; лопоухий следует. Еще один затылком же "ощутил, что в комнате появились люди" - и снова верно: появились. Ну просто не затылки, а локаторы! И подобных примеров множество. Этого не было ни у одного из предшественников Окуджавы во всей русской литературе Только наивный человек может видеть здесь лишь случайность. А на самом деле это одно из убедительнейших и интереснейших проявлений самого настоящего новаторства.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||