«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 28% |
Какая беспросветность!.. Но, Виктор Стефанович, ради праздника мы не будем касаться этого вопроса, налегая на блины. Уж мы с женой постараемся всех вас умаслить. Глядишь, после такого угощения Александр Исаевич и мне отвалит свою премию. А что? Мало кто поработал на него столько, как я. И ведь он когда еще писал о моих "незаурядных способностях". И никто меня не осудит, если на эти доллары я большим тиражом издам книгу "Солженицын как предтеча Чубайса".
Словом, Виктор Стефанович, есть о чем поговорить. Приходите. Ждем".
Так я закончил письмо. Далее следовали подпись, адрес и все мои телефоны.
Конечно, мы не ожидали, что гости позвонят и заявятся в первый же день или на второй, даже на третий после телеграммы, но жена все-таки ежедневно пекла блины высшего класса. А мне пришло на ум, чтобы скоротать время и вспомнить кое-что к предстоящей встрече, еще разок прочитать июньскую статью патриота Бондаренко.
Она была написана по известному принципу "за вкус не ручаюсь, но горячо будет". Как и при первом чтении, статья опять удивила прежде всего столь дурным языком; дело доходит до употребления просто не тех слов, которые требуются по смыслу. Например: "Сталин использовал православную семантику...", "семантика путинских идеологов явно державная..." При чем здесь семантика? Что за неодолимая тяга к ученым словесам! Очевидно, имеются в виду просто слова, лексика. Или: "Сталин реабилитировал церковь". Опять ученая иностранщина! Но ни в какой "реабилитации" церковь, действовавшая и тогда на вполне законном основании, не нуждалась. Для того, что в 1943 году Сталин предпринял в отношении церкви, больше всего подходят такие русские слова, как "помощь", "поддержка", "содействие". А вот еще: "Валентин Распутин - лидер патриотической русской литературы...", "Валентин Распутин - несомненный лидер русской национальной литературы..." Представьте себе, чтобы кто-то сказал: "Пушкин - лидер русской поэзии XIX века... Толстой - несомненный лидер национальной литературы..." Вы стали бы дальше слушать такого оратора? А нам приходится: "Никита Михалков - неоспоримый лидер русского национального кино" и т. п. Или: "На чем Бушин основывает свое прекраснодушие? Не на гонорарах же из (!) "Завтра"?" И "прекраснодушие" здесь столь же неуместно. По смыслу текста надо бы сказать "вера в лучшее", или "бодрость духа", или, уж если невозможно оторваться от суперпатриотической иностранной лексики, "оптимизм". А вот еще: "царская монархия". Чем она лучше "республиканской республики"?
К тому же автор уверял читателей, будто я в своей статье "веселюсь", хотя на самом деле и тут следовало бы говорить об упомянутых уже вере и бодрости. И так автор доходит до Путина, который "стоит за (?) капитанским мостиком". Видимо, имел в виду "за штурвалом"...
В. Бондаренко - большой патриот. Казалось бы, язык, "первоэлемент литературы", должен всегда быть для него главным предметом профессиональных забот, и он, как никто другой, должен бы радоваться, особенно в нынешнее время антикультурной агрессии, что еще не до конца вымерли динозавры родной литературы, думающие о языке. Например, я неоднократно писал о языковых выкрутасах и глухоте Солженицына, много конкретных фактов этого привел и в статье "Билет на лайнер". Там же отметил и языковые промахи В. Распутина. Так, в возвышенной части своей речи тот, желая блеснуть старинным речением, вдруг изрек: "Человек в Родине - словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют (!) за жизнь и поступки потомков..." Писатель, видимо, полагает, будто употребил более сильную, что ли, форму глагола "взыскивать". А на самом деле и на этот раз он использовал неизвестное ему старинное речение, встречающееся, например, в Послании апостола Павла к евреям: "Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем", т. е. "ибо не имеем здесь находящегося града, но будущего ищем" (13, 14). Никто не виноват, что писатель-патриот не учил в свое время церковнославянский язык, но хотя бы в торжественных случаях не надо, пуская пыль в глаза, делать вид, что ты знаешь его. При всем этом странно все же, что человек, ныне так часто употребляющий слова религиозно-церковной лексики, никогда не слышал, допустим, о "взыскующих града", т. е. о ждущих "царствия небесного", или всеобъемлющей справедливости. Вересаев, например, писал о Толстом: "Он был страстным, безоглядным искателем, человеком, "взыскующим града".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||